Методические приемы показа и рассказа

Главные составляющие экскурсии - это показ и рассказ. Они являются основой для всех видов экскурсии. Не бывает экскурсии без объекта показа и рассказа о нем. Для данных составляющих были также разработаны методические приемы призванные помогать экскурсантам и экскурсоводам.

Самую многочисленную группу методов составляют приемы показа, которые упрощают наблюдение за объектом, выделяют его особенности. Первое, что будет рассмотрено это прием предварительного осмотра. Он осуществляется тогда, когда экскурсанты только что подошли к объекту. Существует два типа использования приема. В первом экскурсовод приглашает экскурсантов самим осмотреть памятник и увидеть какие - то детали. «После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события;

б) представить данный объект в естественной обстановке;

в) дать определенную оценку объекту;

г) получить представление о его природном окружении». [11]

Второй вариант использования приема состоит в том, что экскурсовод предварительно дает комментарий к объекту, в которого указывает на то, что необходимо увидеть группе в ходе наблюдения объекта. На предварительный осмотр отводится не более двух минут.

Следующий прием, который будет рассмотрен, называется прием панорамного показа. Для этого приема используют любые возвышенности, дающие возможность наблюдать панорамный вид местности. Экскурсоводу необходимо выделить конкретный объект, соответствующий теме.

Один из самых интересных и в тоже время сложных для применения – это прием зрительной реконструкции (воссоздания). Прежде чем начать разбирать данный прием выясним значение слова «реконструкция». Термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам.[12] Отсюда следует, что этот прием осуществляется словесным путем, восстанавливая первоначальный облик здания. Данный метод используют при показе мест, где проходили сражения, народные восстания, забастовки, места жизни знаменитых людей. Задачей вышеуказанного приема является помочь зрительно воссоздать показываемые объекты и события связанные с ними. В случае, когда здание совсем уничтожено экскурсовод использует наглядные материалы из «портфеля экскурсовода». Используют фотографии, рисунки, схемы, чертежи, показывающие обстановку, в которой происходили события.

«Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т.е. связь событий с конкретным местом».[13] Данный прием помогает экскурсанту сосредоточить внимание на определенном месте, где произошло событие. Очень часто такой прием используют на исторические и производственные темы.

Следующий прием помогает лучше понять облик наблюдаемого объекта через переключение внимания с одного объекта (построенного много лет назад) на современный объект. Его используют при показе старинной архитектуры, при наблюдении панорамы города, в экскурсиях на производственные темы.

Прием движения заключается в передвижении экскурсантов возле объекта, для лучшего наблюдения его деталей, раскрытия художественного замысла, высоты (башня, колокольня), длины (стены). Иногда этот прием осуществляется путем медленного движения автобуса вокруг комплекса объектов. Существует другая разновидность этого приема - движение к памятнику. Он осуществляется, таким образом, что бы вовремя движения автобуса или группы объект виднелся все явственней.

При наличии мемориальной доски на объекте экскурсоводу следует начать свой рассказ с самого объекта, только потом обратить внимание на нее. Читать надпись вслух не следует, если мемориальная доска находится в зоне видимости, так как экскурсанты сами ее прочитали. Начинать экскурсию с мемориальной доски можно только, если от объекта кроме нее ничего не осталось. [14]

Методические приемы рассказа дают возможность преподнести примеры, факты, события так, чтобы экскурсанты образно увидели событие или объект, о котором им рассказывают. Рассмотрим несколько приемов рассказа.

Прием экскурсионной справки используется совместно с приемами реконструкции и локализации. Экскурсовод сообщает справочные данные: дата постройки, автор работ, дата реконструкции, размеры, назначение, из чего сделали данный объект.

Следующий прием ставит своей задачей помощь экскурсантам правильно воспринять наблюдаемый объект (форма, размер, материал из которого изготовлен). Данный прием носит название прием описания. Для него характерна точность и конкретность в изложении материала. Он используется и для описания событий и в этом случае имеет образный характер. Его всегда используют для проведения автобусных экскурсий при всех видах показа (с выходом из автобуса и наблюдение из окна).

Прием объяснения — форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.[15] Данный прием характерен для литературных, природоведческих, искусствоведческих экскурсий. Например, в литературных экскурсиях экскурсовод будет раскрывать группе смысл какого-либо произведения.

Прием комментирования используют там, где происходит какое-то движение. Иногда его называют приемом репортажа: репортаж – это жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент.[16] Данный прием используют на производственных экскурсиях, например, рассказывают об этапе производства, который сейчас наблюдают экскурсанты; наблюдение за стройкой.

Прием цитирования используют для подтверждения своих мыслей, ознакомления экскурсантов с авторитетным мнением. Цитаты не должны быть слишком длинными время цитирования не превышает 30 - 40 секунд.

Прием вопросов-ответов используется путем задавания различных вопросов, тем самым активизируя экскурсантов. Большинство вопросов являются риторическими, то есть не требующих ответов. Существует несколько видов вопросов:

а) вопросы, на которые экскурсовод сам дает ответы через некоторое время;

б) вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса;

в) вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты. [17]

Иногда экскурсанты сами задают вопросы, на которые следует сразу отвечать. Этот факт говорит об обратной связи. Некоторые экскурсоводы заранее обговаривают с группой, когда лучше всего задавать интересующие вопросы, чтобы не отвлекаться от основной темы экскурсии.

Прием ссылки на очевидцев дает возможность образно воссоздать события. В качестве очевидцев могут выступать как люди (местные жители, участники событий), так и растения, дома и другие неодушевленные предметы. Например, в экскурсии в доме-музее имени Циолковского экскурсовод может сказать: «Эти стены видели, как создавалась история освоения космоса ученым-теоретиком Циолковским». В этом примеры экскурсовод ссылается на стены дома, в котором работал ученый.

Смысл приема заданий заключается в том, что он позволяет обратить внимание экскурсантов на определенное здание или деталь объекта. Выражается он в вопросе экскурсовода такого рода: «Подумайте, почему этот памятник носит такое название?» Отвечать экскурсантам на вопрос не обязательно, в процессе рассказа экскурсовод сам даст ответ.

При применении приема словесного (литературного) монтажа экскурсовод строит свой рассказ из отрывков литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Данные отрывки раскрывают подтему экскурсии.

Прием дискуссионной ситуации используется путем выдвижения в рассказе такого положения, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Свое мнение высказывают два-три экскурсанта. После чего экскурсовод делает выводы. [18]

Прием персонификации создает образ конкретного человека (ученого, писателя, художника, государственного деятеля, инженера, актера). Делается это путем ярких характеристик определенного периода жизни, исторического события в котором этот человек участвовал.

Прием постановки проблемы заключается в том, что экскурсовод в своем рассказе ставит определенную проблему в рамках темы экскурсии. Поставленная проблема заставляет экскурсантов задуматься и принуждает найти правильный ответ на вопрос, но чаще всего ответ дает сам экскурсовод через короткий промежуток времени.

Прием отступления заключается в том, что экскурсовод отходит от темы, рассказывая стихотворение или пример из жизни. Этот прием дает отдохнуть экскурсантам от темы.

Прием индукции используется при необходимости перейти от частных фактов к общим. Например: вовремя рассказа экскурсовод переходит от рассказа об одном памятнике к рассказу обо всем ансамбле в целом.

Антиклимактерический прием выражается в изложении экскурсоводом наиболее интересных фактов в начале рассказа. Вызванный интерес в начале экскурсии позволит сохранить его для рассказа о менее интересных объектах. [19]

Существует противоположный прием, носящий название климактеричекий прием. Его суть заключается в том, что экскурсовод рассказывает сначала менее интересные факты, а потом более интересные. Сторонники данного метода считают, что так возможно подогреть интерес экскурсантов к теме экскурсии.

В экскурсиях климактерический и антиклимактерический приемы рассматривают как способ изложения материала, как структурное построение текста. Они не имеют отношение к показу, так как последовательность демонстрации объектов определяется не степенью их значимости, а тем местом на маршруте, которое каждому из них выделяется с целью логического освещения темы.

Разобрав все приемы показа и рассказа можно понять, что их правильное использование значительно улучшает качество самой экскурсии. Такие приемы, как прием отступления, прием зрительной реконструкции, панорамный показ и прием репортажа требуют от экскурсовода высокого уровня подготовки к проведению данной экскурсии и большого опыта работы. На практике выявилась такая тенденция, что экскурсоводы знают все методические приемы, но не используют их во время проведения экскурсии. Это происходит потому, что они не умеют ими пользоваться. Вот почему так важно в процессе совершенствования мастерства экскурсовода уделять особое внимание изучению методических приемов на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: