Ресурсы для организации этнографических туров

Сейчас во всем мире туризм приобретает все большее значение для развития экономики. Северные регионы России, обладают богатым природно-климатическим и историческим потенциалом, что дает возможность пополнения бюджета за счет развития туризма. Нижневартовский регион имеет большие перспективы и предпосылки для развития этнографического туризма, так как обладает богатыми туристическими ресурсами местного значения.

Одним из важнейших и ценнейших ресурсов для развития этнографического туризма в Нижневартовском регионе являются коренные малочисленные народы севера ханты и манси. Благодаря им появляется возможность организации и развития данного вида туризма.

В нижневартовском регионе наиболее известны люди, занимающиеся развитием этнографического туризма, из народа ханты являются Айпин Александр Семенович и Казамкин Виталий Егорович.

Айпин Александр Семенович организует этнографические туры на стойбище «Энелури» в село Варьеган. На стойбище есть 1 избушка, 1 чум, 1 баня, навес под вещи, караль для загона оленей, 1 снегоход, 1 электростанция, 1 сарай, 10 оленей, 1 нарты, 1 облас, моторная лодка. В тур обязательно входит фольклорная программа, мастер-классы по народному творчеству, по желанию туристов рыбалка, охота, прогулка по местности.

Казамкин Виталий Егорович организует экскурсионные программы в своем родовом угодье. Первое, что видят гости – это летнее стойбище, где туристы могут остаться на ночь. Стойбище оборудовано летней кухней, избушкой, домом оленя. Здесь туристы могут ознакомится с деятельностью оленевода, сфотографироваться с оленем, половить рыбу, готовить блюда национальной кухни. В зимнем стойбище экскурсанты узнают об особенностях жизни народа ханты в зимний период года.

К Казамкиным приезжают не только туристы из ХМАО и Нижневартовского района, но и со всей России, а также из Канады, Германии и Скандинавских стран. В сентябре 2011 года туристы из Германии, прожили на стойбище у Казамкиных, целую неделю. За это время они успели познакомиться с бытом коренных народов Севера, половить рыбу, научиться делать изделия народного ремесла.

Так же развитию этнографического туризма способствует наличие этнографических музеев в регионе. Одним из часто посещаемых музеев является «Этнографический парк-музей с. Варьеган». Идея создания в Варьёгане Музея под открытым небом принадлежит известному новосибирскому этнографу Измаилу НуховичуГемуеву, который был здесь в 1985 году. Воплотитл в жизнь эту идею - житель Варьёгана Юрий КылевичАйваседа (Вэлла), оленевод, известный общественный деятель, поэт, член Союза писателей России, почетный гражданин Нижневартовского района.История села собиралась по крупицам,с помощью истории фамильных родов, предметов быта коренных народов севера.

Музей знакомит экскурсантов с материальной и духовной культурой Аганских ханты и лесных ненцев. Здесь можно погрузиться в малознакомый образ жизни народов севера, познакомиться с традиционными видами природопользования, такими как оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов, представляющих большую эколого-культурную ценность, увидеть, как в глиняных печах выпекают хлеб из черемуховой муки, побывать в чуме - жилище кочевника, оценить искусство местных мастериц, которые делают из бисера, меха и ткани одежду, украшения, предметы быта.

Архитектурный комплекс музея составляет одну из важнейших экспозиций, в ней представлены жилые и хозяйственные постройки, которые подразделялись по признакам сезонности (зимнее и летнее время), а также по признакам образа жизни (оседлый и кочевой). На территории парка также представлены священно-культовые сооружения: лабаз рода Сардаковых, из святого места хранительницы-Богини Ягурьяха и деревянный сруб для хранения медвежьих костей. В музее находятся традиционные средства передвижения: для оленьей упряжи - нарты, лодка-долбленка «облас», которая изготавливается из цельного дерева кедра или осины.

Аганский этнографический музей - театр. Его открытие состоялось в феврале 1996 года. Идея возникновения этнографического театра- музея принадлежит его основательнице Бондаренко Фекле Семеновне. Одной из главных задач было поставлено возрождение, сохранение и развитие традиционной культуры аганских ханты и лесных ненцев. Основными собраниями музея являются фольклорные памятники духовной культуры (традиции, обряды, легенды, сказки, песни, приметы) и различные предметы традиционного уклада жизни аганских ханты собранные в экспозиционные коллекции: быт, охота, рыбалка, оленеводство, декоративно-прикладное искусство. Музей также занимается развитием и пропагандой традиционных промыслов и ремесел, возрождает утраченные самобытные технологии по изготовлению национальных предметов быта, одежды, изделий декоративно-прикладного творчества и сувениров.

Кроме этого театрализованными постановками народных обрядов, обычаев, проведением национальных праздников достигается возрождение интереса жителей поселка и гостей музея к забытым традициям и понятие уникальной культуры народов Севера. В 2004 году на базе этого музея была инсценирована свадьба ханты по всем традициям народа, 27 июля в 2007 году состоялась театрализация национального обряда «Обряд рождения ребенка». Также на протяжении всего существования музей проводит национальные праздники «Прилет Серой Вороны», «Праздник Охотника и Оленевода». Во время проведения массовых мероприятий сотрудники музея привлекают взрослых, детей, пенсионеров, молодые семьи, безработных. Эта связь способствует сохранению традиционной культуры: ее обычаев, легенд, обрядов.

В июне 2006 в рамках IV международного фестиваля ремесел финно-угорских народов и организации проведения творческой лаборатории «Берестяной мир» в музее п. Аган более 70 человек со всей страны, округа и стран Норвегия, Венгрия перенимали опыт аганских мастеров по изготовлению берестяной утвари, плетению циновок, опыт по работе с корнем кедра. За участие в этом фестивале Аганский музей был награжден дипломом П степени Премии «Событие» в области культуры, искусства и кино в номинации Центр ремесел за реализацию проекта "Творческая лаборатория" "Берестянной мир".

Музей также является победителем I Югорской полевой музейной биеннале, состоявшейся осенью 2004 года в г.Ханты-Мансийск на базе Государственного музея Природы и Человека. Музей также награжден специальным призом жюри Всероссийского музейного фестиваля «Интермузей-2005», проходившем в Москве, за проект «Война народная Аганский рубеж», посвященная подвигу тружеников тыла. Также музею в июне 2007 года был вручен Грант Губернатора в области художественных промыслов и ремесел на проект «Плетение национальных ковров, циновок из пырея и тростника».

Творческий коллектив музея состоит из четырех человек: директор Бондаренко Фекла Семеновна, методист Соколова Татьяна Семеновна, хранитель фондов Нихтий Ксения Евгеньевна, экскурсовод Суханова Ирина Владимировна.


[1]Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2007. - C. 66

[2]Технология разработки экскурсии.- Режим доступа: http://uchebnikionline.ru/kulturologia/muzeyeznavstvo_-_rutinskiy_my/tehnologiya_rozrobki_ekskursiyi.htm

[3]Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М., 2004. –С. 96

[4] Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М., 2005. –С. 278

[5] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2007. - C. 53

[6] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник.- М., 2007. –С.74

[7]Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М., 2005. –С. 272

[8] Пасечный П.С. Туризм и экскурсии.- М., 2005.- С.56

[9]Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М., 2005. –С. 272

[10]Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2007. - С.78

[11] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2007. - С.81

[12]Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. – М., Турист, 2004. – С.96

[13] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2007. – С.82

[14] Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела.- СПб.,2006.- С. 23

[15]Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2007. -С.85

[16]Ушаков Д. Н, Даль В. И. Большой энциклопедический словарь.- М., 2000. – С. 192.

[17] Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела.- СПб., 2006.- С. 100

[18]Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. Учебное пособие.- М.,2007.- С. 45

[19]Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.,2007. -С.87

[20] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.,2007. -С.91

[21] Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М., 2005. –С. 230

[22] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.,2007. -С.92

[23] Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М., 2005. –С. 240

[24] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.,2007. -С.93

[25] Никонова М. А. Экскурсии и наблюдения. – М.,2005. - С.200

[26] Столяров Б.А., Соколова Н.Д., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела.- СПб., 2006.- С. 98

[27] Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.,2007. -С.94


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: