Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» относится к базовой части Профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата и включена в Модуль 2: Психология и педагогика развития детей.

Данная дисциплина читается студентам на четвертом курсе в седьмом семестре. При изучении дисциплины актуализируются и получают свое дальнейшее развитие компетенции, формируемые в ранее изученных дисциплинах этого же цикла базовой его части «Общая и экспериментальная психология», «Психология развития», «Анатомия и возрастная физиология», «Теории обучения и воспитания», «Психолого-педагогическая диагностика», «Социальная психология», «Педагогическая психология», «Возрастные кризисы личности», «Основы гендерной психологии», «Психология дошкольного возраста», «Образовательные программы для начальной школы».

Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о возрастном развитии человека, дифференцируются и систематизируются знания о физиологических закономерностях онтогенеза человека, закономерностях межличностного взаимодействия, поведения детей в группе и совместной деятельности.

Дисциплины «Общая и экспериментальная психология», «Анатомия и возрастная физиология», «Психология развития», «Основы гендерной психологии» формируют способность учитывать общие и специфические закономерности и индивидуального психофизического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1).

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» формирует готовность использовать методики диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3): готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2): способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

Дисциплины «Педагогическая психология» «Теории обучения и воспитания», «Возрастные кризисы личности» формируют готовность использовать знания различных теорий обучения, воспитания, развития детей (ОПК-4); способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1).

Дисциплина «Социальная психология» формирует способность организовывать совместную деятельность и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды (ОПК-6).

Особую значимость для освоения дисциплины «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» имеет дисциплина «Психология дошкольного возраста», которая актуализирует особенности строения психики и закономерности ее развития в период дошкольного развития ребенка. Варианты и особенности развития дошкольника при различных видах дизонтогенеза; основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства.

Воспитательной целью данной дисциплины является создание благоприятных условий для развития профессионально важных качеств личности, компетенций психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание контрольной работы и требования

к ее выполнению

Контрольная работа является обязательным и необходимым этапом для овладения содержанием дисциплины «Образовательные программы для начальной школы», а также одной из форм текущего контроля по этой дисциплине.

Основные структурные элементы контрольной работы:

§ титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к оформлению контрольной работе в вузе (приложение 1);

§ содержание включает перечень основных пунктов контрольной работы с указанием страниц;

§ введение: определяется актуальность психолого-педагогических проблем в современных социально-экономических; аргументируется востребованность психологических услуг в образовательном пространстве;

§ в основной части контрольной работы студент выполняет три заданий в соответствии со своим вариантом;

§ заключение включает в себя выводы, обобщающие результаты каждого выполненного в основной части задания;

§ библиографический список.

Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.


Последняя цифра номера зачетной книжки студента Вариант контрольной работы
1 или 6  
2 или 7  
3 или 8  
4 или 9  
5 или 0  

Задание 1. Студенту предлагается провести теоретический анализ проблемы обучения в младшем школьном возрасте по предложенным темам.

Задание 2. Предполагает проведение сравнительного анализа существующих образовательных программ для начальной школы по следующей схеме:

Таблица 1. Анализ образовательных программ для начальной школы

Название программы Авторы Направленность программы Содержание программы
       

Далее студенту предлагается проанализировать программу, согласно варианту, по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 3. Предполагает проведение сравнительного анализа характеристик стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, выявление положительных и отрицательных сторон в требованиях к усвоению основных образовательных программ.

Таблица – Сравнительный анализ стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС.

Характеристика стандарта начального общего образования 2004 г. Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны Характеристика основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны
       

В заключении подводятся выводы и итоги по проделанной работе.

Библиографический список включает в себя перечень источников, которые использовались для выполнения контрольной работы. Допускаются существенные отличия списка используемой литературы от рекомендованного перечня источников, предложенного в конце настоящих методических рекомендаций к выполнению контрольной работы.

Помимо традиционных бумажных носителей, среди которых рекомендуется использование словарей, учебных пособий, журналов, сборников научных статей и т.п. возможна работа с электронными ресурсами информационной сети Internet, ссылка на которые также оформляется в библиографическом списке.

Вариант 1.

Задание 1. Студенту предлагается провести теоретический анализ проблемы обучения в младшем школьном возрасте по предложенной теме: Сущность процесса обучения и его особенности в младшем школьном возрасте.

Задание 2. Предполагает проведение сравнительного анализа существующих образовательных программ для начальной школы по следующей схеме: Составить таблицу.

Таблица 1. Анализ образовательных программ для начальной школы

Название программы Авторы Направленность программы Содержание программы
       

Далее студенту предлагается проанализировать программу «Школа 2100» по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 3. Предполагает проведение сравнительного анализа характеристик стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, выявление положительных и отрицательных сторон в требованиях к усвоению основных образовательных программ.

Таблица – Сравнительный анализ стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС

Характеристика стандарта начального общего образования 2004 г. Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны Характеристика основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны
       

Вариант 2.

Задание 1. Студенту предлагается провести теоретический анализ проблемы обучения в младшем школьном возрасте по предложенной теме: Проблема содержания начального образования в педагогической теории и практики.

Задание 2. Предполагает проведение сравнительного анализа существующих образовательных программ для начальной школы по следующей схеме: Составить таблицу.

Таблица 1. Анализ образовательных программ для начальной школы

Название программы Авторы Направленность программы Содержание программы
       

Далее студенту предлагается проанализировать программу «Школа России» по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 3. Предполагает проведение сравнительного анализа характеристик стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, выявление положительных и отрицательных сторон в требованиях к усвоению основных образовательных программ.

Таблица – Сравнительный анализ стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС

Характеристика стандарта начального общего образования 2004 г. Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны Характеристика основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны
       

Вариант 3

Задание 1. Студенту предлагается провести теоретический анализ проблемы обучения в младшем школьном возрасте по предложенным темам: Проблема проверки и оценки результатов обучения младших школьников в педагогической теории и школьной практике.

Задание 2. Предполагает проведение сравнительного анализа существующих образовательных программ для начальной школы по следующей схеме: Составить таблицу.

Таблица 1. Анализ образовательных программ для начальной школы

Название программы Авторы Направленность программы Содержание программы
       

Далее студенту предлагается проанализировать программу «Гармония» по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 3. Предполагает проведение сравнительного анализа характеристик стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, выявление положительных и отрицательных сторон в требованиях к усвоению основных образовательных программ.

Таблица – Сравнительный анализ стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС

Характеристика стандарта начального общего образования 2004 г. Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны Характеристика основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны
       

Вариант 4.

Задание 1. Студенту предлагается провести теоретический анализ проблемы обучения в младшем школьном возрасте по предложенным темам: Взаимодействие педагога с детьми в современной начальной школе при оценивании результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.

Задание 2. Предполагает проведение сравнительного анализа существующих образовательных программ для начальной школы по следующей схеме: Составить таблицу.

Таблица 1. Анализ образовательных программ для начальной школы

Название программы Авторы Направленность программы Содержание программы
       

Далее студенту предлагается проанализировать программу «Начальная школа XXI в.» по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 3. Предполагает проведение сравнительного анализа характеристик стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, выявление положительных и отрицательных сторон в требованиях к усвоению основных образовательных программ.

Таблица – Сравнительный анализ стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС

Характеристика стандарта начального общего образования 2004 г. Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны Характеристика основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны
       

Вариант 5.

Задание 1. Студенту предлагается провести теоретический анализ проблемы обучения в младшем школьном возрасте по предложенным темам: Проблема компетентностного подхода при определении содержания образования.

Задание 2. Предполагает проведение сравнительного анализа существующих образовательных программ для начальной школы по следующей схеме: Составить таблицу.

Таблица 1. Анализ образовательных программ для начальной школы

Название программы Авторы Направленность программы Содержание программы
       

Далее студенту предлагается проанализировать программу «Перспектива» по следующей схеме:

· теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

· принципы построения программы;

· структура программы, характеристика ее основных компонентов;

· методическое обеспечение программы, его характеристика;

· отличительные особенности изучаемой программы;

· субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы;

· вид учреждения, которому может быть рекомендована данная программа;

· прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива при реализации программы;

· содержание профессиональной подготовки педагогов к работе по изучаемой программе.

Задание 3. Предполагает проведение сравнительного анализа характеристик стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, выявление положительных и отрицательных сторон в требованиях к усвоению основных образовательных программ.

Таблица – Сравнительный анализ стандарта начального общего образования 2004 г. и основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС

Характеристика стандарта начального общего образования 2004 г. Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны Характеристика основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС Основные требования к усвоению программы, положительные и отрицательные стороны
       

ПРИЛОЖЕНИЕ

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии образования и профессионального развития

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Вариант

Выполнил: студент группы И.И. Иванов
Проверил:  

Екатеринбург 2014


Литература

Основная

а) основная литература:

Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования / Г.А Урунтаева. Москва: «Академия», 2011. 272 с.

Ефанова З.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. Средняя группа. Москва: Мозаика-Синтез, 2013.

б) дополнительная литература:

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. 4-е изд. перераб. и дополн. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 208 с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. 96 с.

Коломинский Я Л. Психология педагогического взаимодействия: учебное пособие / Я Л. Коломинский, Н.М. Плескачева, И.И. Заяц, О.А. Митрахович. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 240 с.

Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций (ООН) [сайт] / URL: http://www.un.org/russian/

Костенко Л.В. Здоровьесберегающие технологии в школе [Электронный ресурс] // Интернет и образование: сетевой журнал. 2009. № 9. URL: http://www.openclass.ru/io

Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П. Слободяник. 2-ое изд., стереотипн. Москва: Генезис, 2000.

Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб.: Речь, 2000. 190 с.

Менчинская Е А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: метод. рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. Москва: Вентана-Граф, 2008. 112 с.

Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ: методическое пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Москва: Айрис-пресс, 2008. 144 с.

Могилева В.Н Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером / Могилева В.Н. Москва: Академия, 2007. 240 с.

Мустаева, Л.Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития: пособие для учителей начальной школы, психологов-практиков, родителей. Москва: АРКТИ, 2005. 52 с.

Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Нравственная сфера личности дошкольника / Р.В. Овчарова, Н.В. Мельникова. Санкт-Петербург: Амалтея, 2008. 336 с.

Павлова Н.Н. Экспресс-диагностика в детском саду / Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Москва: Генезис, 2008. 80 с.

Практикум по возрастной психологии:учеб. пособие / под ред. Л.А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2008. 692 с.

Сборник нормативно-правовых и методических материалов для психологов образования / авт.-сост. С. Д. Воробьева; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2008. 312 с.

Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире / Е.О.Смирнова Т.В. Лаврентьева. Москва: Дрофа, 2006. 270 с.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. Москва: Гардарики, 2005. 349 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru

Журнал «Вопросы психологии» – http://www.voppsy.ru

Поисковые системы, рекомендованные ФГОС:

§ http://informika.ru

§ http://edu.ru

§ http://rospsy.ru

§ http://rsl.ru

§ http://mon.gov.ru



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: