Процессы памяти

1. Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

2. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщение материала и овладение им.

3. Узнавание – процесс восстановления прежде воспринятого. Возникает при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии.

4. Воспроизведение – процесс восстановления прежде воспринятого. В отличии от процесса узнавания, происходит в отсутствие объекта.

Виды памяти:

Непроизвольная память – информация запоминается сама собой, без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией.

Произвольная память – информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приёмов.

Эффективность произвольной памяти зависит от:

· От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить, то или иное событие)

· От приёмов заучивания

- Механическое дословное многократное повторение – работает механическая память.

- Логический пересказ (логическое осмысление материала) – работает логическая память (смысловая).

- Образные приёмы запоминания (перевод информации в графики, схемы, картинки) – работает образная память.

- Мнемотехнические приёмы запоминания.

Генетическая (биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ).

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами.

Автобиографическая память – это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений.

В этой связи в образной памяти выделяют:

· зрительную

· слуховую

· вкусовую

· обонятельную тактильную

 

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции. Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации.

Словесно-логическая, или семантическая, память – это высший вид памяти, присущий только человеку. С её помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счёт и т.п.)

Имплицитная память – это память без осознания предмета запоминания или бессознательная память
Эксплицитная память – это осознаваемая память.(сознательное использование полученных ранее знаний). Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Сенсорная (мгновенная) – у держивает довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных - 0,1 – 0,5 секунд.
Кратковременная (рабочая) память
- это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций).

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Типы памяти:

1. Зрительный (зрительные образы)

2. Двигательный (двигательные представления)

3. Слуховой

4. Тактильная (память тела)

5. Вкусовая

6. Смешанный

Развитие памяти на разных возрастных этапах:

В младшем и среднем дошкольном возрасте у ребенка преобладает непроизвольная память: ребенок не умеет и не ставит сознательной задачи запомнить что-либо с целью последующего воспроизведения.

В дошкольном возрастеу детей преобладает механическое запоминание.

Обычно дошкольники легче запоминают то, что интересно, что вызвало эмоциональное впечатление.

Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходи приметно в 4-летнем возрасте, когда память приобретает элементы произвольности.

В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает понимать указания взрослого в отношении того, что запомнить и припомнить, как использовать приемы и средства запоминания.

Однако произвольное запоминание у старших дошкольников продолжает оставаться, главным образом, механическим. Оно осуществляется при помощи повторений, но от повторения вслух дети переходят к повторению шепотом или «про себя».

По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной, логической памяти у ребенка.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает овладевать приемами смыслового запоминания (классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.)

Если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемоническим приемам, то это может существенно увеличить впоследствии продуктивность их логической памяти.

Процесс усвоения новых знаний ребенком способствует развитию у него произвольной памяти.

В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа.

В подростковом возрасте активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию этого вида памяти.

Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические приемы. Воспроизводя учебный материал, большинство детей уже достаточно легко передают смысл прочитанного.

Замедляется развитие механической памяти.

Чаще всего для оценки памяти подростков и юношей предлагается использовать те же методы, что и для оценки их развития в предшествующем возрасте. Однако критерии уровня развития изучаемых психических процессов, конечно, будут другие.

11. Понятие о мышлении. Мыслительные действия и их характеристика. Формы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект».
Мышление наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мыслительные действия (операции) и их характеристика:

1. Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит классификации.

2. Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

3. Синтез - операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.

4. Абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных

5. Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Формы мышления:

1. Понятие – отражение существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений, выраженных словом или группой слов.

2. Суждение (основная форма мыслительного процесса) - отражение связей между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Рассуждение – работа мысли над суждением.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод.

Умозаключения разделяют на:

- индуктивные (от частного к общему)

- дедуктивные (от общего к частному)

- по аналогии (от частного к частному)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: