Апрель 1909. Фрейд – Юнгу

Поведение (вербальное) прослежено по письмам.

Январь 1907. Фрейд – Юнгу. После того как Блейлер и Вы, <…> дали мне возможность выступить публично, движение в пользу нашего новшества уже не может быть остановлено, несмотря на все потуги обреченных на вымирание авторитетов. Я нахожу чрезвычайно целесообразным, чтобы мы разделили функции в соответствии с характерами и положением; <…> Но я прошу Вас, не жертвуйте ничем существенным из педагогических соображений или из любезности, не удаляйтесь излишне от меня, ведь на самом деле Вы так мне близки, а иначе мы еще доживем до того, что нас будут противопоставлять друг другу.

Анализ: предконфликт, Фрейд пытается его предотвратить, так как понимает, что у Юнга нет осознания ролей, пытается воспользоваться структурным способом управления конфликтом – четкой формулировкой требований.

Октября. 1907. Юнг – Фрейду.

Я должен с трудом признаться Вам, что, хотя я безгранично восхищаюсь Вами как человеком и исследователем, я Вам не завидую; то есть из этого комплекс самосохранения не проистекает, однако он возникает из того, что мое почтение к вам принимает «религиозно»-восторженный характер.

Анализ: Фрейду удается контролировать отношения, конфликт не развивается, стадия предконфликта остается, но конфликт не сходит на нет. Держит на уровне взаимоотношения уважение ученых друг к другу и вера учителя в то, что его лучший ученик не пойдет против него. Юнг в письме подтверждает это, говоря, что он слишком любит своего учителя, на «религиозно – восторженном» уровне.

Фрейд уже в пятьдесят лет считал себя слишком старым для предстоявших великих задач психоаналитического «дела» и все более пытался оказать духовное давление на Юнга, который преодолевал этот натиск собственными представлениями и отношениями.

Следующая стадия – собственно – конфликтное взаимодействие.

Инцедент: рассказ Юнга о том, что скрип книжного шкафа может иметь какое – то значение и неслучаен. Прямое противодействие убеждением Фрейда – рационалиста.


Реакция Фрейда близка к эскалации, однако ей не является.

Апрель 1909. Фрейд – Юнгу.

Дорогой друг, Надеюсь, это письмо нескоро попадет Вам в руки. Вы меня понимаете. <…> Примечательно, что в тот самый вечер, когда я формально признал Вас в качестве старшего сына и помазал Вас в наследники и кронпринцы, Вы в свою очередь совлекли с меня достоинство отца, каковое разоблачение Вам, кажется, столь же пришлось по душе, как мне — облачение Вашей особы. Ныне я боюсь (рост эмоционального напряжения) вновь превратиться в отца, если заговорю о своем отношении к полтергейсту, однако я должен это сделать, поскольку все обстоит иначе, чем Вы можете предположить. Я не отрицаю, что Ваши сообщения и Ваш эксперимент произвели на меня сильное впечатление. Я решил понаблюдать после Вашего отъезда и излагаю Вам результаты. В первой моей комнате громкий скрип там, где две тяжелые египетские стеллы покоятся на дубовых полках книжного шкафа, так что это вполне ясно. Во второй, там, где мы слышали, скрипит очень редко с чарами Вашего присутствия рассеялась и моя вера <…>; мне вновь по каким-то внутренним мотивам кажется совершенно невероятным, чтобы могло происходить нечто в подобном роде, и лишенная духов мебель глядит на меня, точно на поэта, обезбоженная природа, которую покинули греческие боги.

Итак, я вновь надеваю роговые отцовские очки и наставляю любимого сына(личное отношение) сохранять ясность рассудка и лучше недопонять чего- либо, чем приносить столь великие жертвы во имя понимания; я качаю седой головой над идеей психосинтеза и размышляю: да, таковы они, эти юноши, подлинную радость доставляют им лишь те области, куда они не должны вести нас за собой, куда мы уже не поспеем со своим коротким дыханием и усталыми ногами. С сердечным приветом Вам, жене и детям Ваш Фрейд.

Почему это письмо нельзя в полной мере назвать эскалацией? – проявлены не все ее признаки.
Какие факторы на это повлияли? – для ученого гораздо сложнее снизить когнитивную сферу. Фрейд – когнитивно – сложный человек, поэтому несмотря на то, что вначале письма он дает эксперессивную речь, потом сам вновь возвращается к разуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: