Сотрудничество - есть совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает:
- четкое осознание единства целей;
- четкое разграничение функций сотрудничающих сторон;
- взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели. Можно ли с этих позиции ставить вопрос о сотрудничестве, имея в виду потенциал учащихся различных возрастных групп? Очевидно, требуется более глубокая, дифференцированная трактовка данного понятия и путей реализации данного принципа. Мы выделяем с этих позиций следующие формы совместной деятельности.
Опека (дошкольный период): максимальная роль взрослых в определении целей и помощи ребенку, низший уровень осознания целей и минимальная роль детей в оказании помощи взрослым.
Наставничество (младший школьный период) - решающая роль взрослых при возрастающей роли детей в оказании помощи учителю, постепенное осмысление ими единства целей.
Партнерство (младший школьный, младший подростковый период). Роль взрослых доминирующая. Недостаточное равенство в осознании целей. Успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий.
|
|
Сотрудничество (младший и старший подростковый периоды). Руководящая роль взрослых. Достаточное осознание единства целей. Успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу.
Содружество (период старшего детства) - высшая форма сотрудничества, когда сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества.
Ниже рассмотрим формы совместной деятельности учителя и учащихся, цель которой - создание ситуации успеха.