Предметно-действенное мышление связано с практическими действиями над предметами.
Впервые возникает у детей раннего возраста (до 3 лет), для которых мыслить о предметах означает действовать с ними (накладывают предмет один на другой, приставляют; 1-классник учится считать с помощью счётных палочек). Проявляется у людей, чья профессия связана с практическим анализом, конструированием (химик-аналитик, конструктор-изобретатель, модельер).
У взрослых этот вид мышления проявляется, например, при перестановке мебели в комнате, выборе наряда, оформлении чего-либо.
Наглядно-образное мышление связано с действиями с образами, опирается на восприятие или представления памяти, воображения.
Характерно:
а) для дошкольников и младших школьников (чтобы понять рассказ о животном, надо увидеть или представить);
б) людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением предметов или явлений (писатели, художники, актеры).
Взрослым тоже свойственен этот вид мышления (можем представить себе, как будет выглядеть комната после ремонта в ней).
Словесно-логическое мышление (абстрактное) опирается на понятия, суждения, умозаключения.
Характерно для старших школьников и взрослых.