Название операции мышления | Определение | Характеристика | Пример |
Сравнение | это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними | успешно, если есть цель, зачем сравнивать; мл. шк. сравнивают успешнее, если давать доп-ый предмет | сравнивая дом. животных с т.зр. их пользы для человека, находим общие признаки между ними |
Анализ | мысленное разделение предмета или явления на части, выделение признаков и свойств | возникает вначале в практической деятельности анализируем что-то целое, узнаём отдельные элементы | овладевая чтением, ребёнок осуществляет анализ (в предложение выделяет слова, в словах – слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из слогов слова, из слов – предложения) |
Синтез | мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое | ||
Абстракция | мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных | выделенный признак становится самостоятельным объектом мышления | воздух, стекло, вода – общий признак – прозрачность |
Обобщение | мысленное объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам | младшим школьникам трудно провести обобщение; содержит выводы, определения, правила, классификация | |
Конкретизация | мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему | связывает теоретические знания с жизнью, практикой; её отсутствие приводит к формальному усвоению знаний | пример, иллюстрация, факт |
Понятие о мышлении. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Истинные, ложные, предположительные суждения. Умозаключения индуктивные, дедуктивные. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-логическое). Качества ума: широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность, самостоятельность, оригинальность.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и стремится его понять, проникнуть в суть предметов и явлений, познать существенное в них. Такое понимание обеспечивается благодаря мышлению.
Мышление – это высшая форма отражения мозгом действительности, наиболее сложный познавательный психический процесс.
Мышление – это опосредованное и обобщённое познание окружающего мира.
1. Мышление – это опосредованное познание окружающего мира, т.е., воспринимая одно, мы судим о другом.
Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира с помощью органов чувств (цвет, размер, вкус, запах, химический состав веществ и др. свойства). Мышление же отражает такие особенности, свойства предметов и явлений, которые невозможно познать с помощью только органов чувств (температуру воздуха, давление, вес и др.). Размышляя, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через другие предметы, либо ранее усвоенные знания. (Так врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни.)
2. Мышление – это обобщенное познание действительности, оно отражает общие, существенные свойства предметов и явлений, их закономерные связи.
Ощущения и восприятие дают нам знания об отдельных сторонах предметов и явлений, а мышление отражает их целостность, совокупность, взаимосвязь этих свойств.
Мышление даёт возможность понять причинно-следственные связи в природе, обществе, закономерности развития психики человека, позволяет предвидеть закономерное наступление событий (дерево в воде тонет; бумага в огне сгорит; обучение ребёнка ведёт к его развитию).
Различают три основные формы мышления:
понятия | суждения | умозаключения | |
истинные | непосредственные | индуктивные | дедуктивные |
ложные | опосредованные | ||
предположительные |
Суждения могут быть
истинные:? «Все планеты вращаются вокруг солнца», «Ртуть – проводник электричества», «Москва – столица России». | ложные:? «Дважды три - восемь». | предположительные:? «Завтра, возможно, будет дождь», «Все студенты вашей группы, возможно, сдадут экзамен на «отлично»». |
Суждения могут быть