Операции мышления

Название операции мышления Определение Характеристика Пример
Сравнение это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними успешно, если есть цель, зачем сравнивать; мл. шк. сравнивают успешнее, если давать доп-ый предмет сравнивая дом. животных с т.зр. их пользы для человека, находим общие признаки между ними
Анализ мысленное разделение предмета или явления на части, выделение признаков и свойств возникает вначале в практической деятельности анализируем что-то целое, узнаём отдельные элементы овладевая чтением, ребёнок осуществляет анализ (в предложение выделяет слова, в словах – слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из слогов слова, из слов – предложения)
Синтез мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое
Абстракция мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных выделенный признак становится самостоятельным объектом мышления воздух, стекло, вода – общий признак – прозрачность
Обобщение мысленное объединение предметов и явлений в группы по общим и существенным признакам младшим школьникам трудно провести обобщение; содержит выводы, определения, правила, классификация  
Конкретизация мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему связывает теоретические знания с жизнью, практикой; её отсутствие приводит к формальному усвоению знаний пример, иллюстрация, факт

Понятие о мышлении. Основные формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Истинные, ложные, предположительные суждения. Умозаключения индуктивные, дедуктивные. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-логическое). Качества ума: широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность, самостоятельность, оригинальность.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и стремится его понять, проникнуть в суть предметов и явлений, познать существен­ное в них. Такое понимание обеспечивается благодаря мышлению.

Мышление – это высшая форма отражения мозгом действительности, наиболее сложный познавательный психический процесс.

Мышление – это опосредованное и обобщённое познание окружающего мира.

1. Мышление – это опосредованное познание окружающего мира, т.е., воспринимая одно, мы судим о другом.

Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира с помощью органов чувств (цвет, размер, вкус, запах, химический состав веществ и др. свойства). Мышление же отражает такие особенности, свойства предметов и явлений, которые невозможно познать с помощью только органов чувств (температуру воздуха, давление, вес и др.). Размышляя, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через другие предметы, либо ранее усвоенные знания. (Так врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни.)

2. Мышление – это обобщенное познание действительности, оно отражает общие, существен­ные свойства предметов и явлений, их закономерные связи.

Ощущения и восприятие дают нам знания об отдельных сторонах предметов и явлений, а мышление отражает их целостность, совокупность, взаимосвязь этих свойств.

Мышление даёт возможность понять причинно-следственные связи в природе, обществе, закономерности развития психики человека, позволяет предвидеть закономерное наступление событий (дерево в воде тонет; бумага в огне сгорит; обучение ребёнка ведёт к его развитию).

Различают три основные формы мышления:

 
 


понятия суждения умозаключения
Ÿ истинные Ÿ непосредственные индуктивные дедуктивные
Ÿ ложные Ÿ опосредованные
Ÿ предположительные

Суждения могут быть

истинные:? «Все планеты вращаются вок­руг солнца», «Ртуть – проводник электри­чества», «Москва – столица России». ложные:? «Дважды три - восемь». предположительные:? «Завтра, возможно, будет дождь», «Все студенты вашей группы, возможно, сдадут экзамен на «отлично»».

Суждения могут быть



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: