Стенические(от греч. «стенос» - сила)- вызывают активное пассивное состояние, повышают жизнедеятельность человека. Вызывают подъем сил, возбуждение, бодрость, напряжение. | Астенические(от греч. «астенос» - слабость, бессилие) - вызывают пассивное состояние, угнетают жизнедеятельность человека, уменьшают активность, энергию человека: это тоска, печаль, уныние, подавленность. |
Одни и те же чувства могут проявляться как в стенической, так и астенической форме. Например, одного человека страх парализует, другого делает находчивым, быстрым; радость у одного бурная, возбуждающая энергию, у другого - тихая, расслабляющая.
Функции эмоций и чувств:
оценивание
побуждение
направление внимания
Значение эмоций и чувств: обогащают психику человека, делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя, помогают более глубоко и тонко понять происходящее (произведения искусства - стихи, музыку, театр, переживания других людей, события, происходящие в мире).
Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребёнку на уроке интересно, не страшно, он увлечен, то он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или он испытывает страх, не уверен в себе, то проблем в его учебной деятельности будет много.
Л.С. Выготский писал, что эмоционально окрашенный факт запоминается крепче и прочнее, чем безразличный.