Виды памяти

 
 


объект запоминания что запоминаем? двигательная (моторная) эмоциональная образная словесно-логическая степень волевой регуляции как запоминаем? непроизвольная произвольная длительность сохранения в памяти на сколько долго? кратковременная долговременная оперативная

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

Может быть:

• зрительная

• слуховая

• осязательная

• обонятельная

• вкусовая.

Высоко развита у людей искусства: у художников, музыкантов, писателей; у дегустаторов, парфюмеров. Точность воспроизведения зависит от участия речи при запоминании. Важную роль играет правильное словесное объяснение и понимание того, что воспринимается.

(опыты, рисунки, схемы, таблицы, фильмы необходимо сопровождать словесным объяснением).

Словесно-логическая (смысловая) память – запоминание, сохра-нение и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок.

Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития (чем лучше развита речь, богаче словарный запас, тем легче выразить свои мысли).

Запоминание смысла – это запоминание общих и существенных сторон учебного материала при отвлечении от несущественных деталей.

Младшим школьникам трудно самостоятельно выделять главные признаки. Большое значение они придают деталям, особенно ярким, эмоциональным.

Двигательная (моторная) память – запоминание и воспроизведение движений и их систем.

Лежит в основе выработки двигательных навыков (письмо, рисование, игра на фортепиано, печатание «в слепую», вязание, танцы, катание на коньках, лыжах, плавание и т.п.).

Эмоциональная память – это память на пережитые чувства.

Положительные или отрицательные чувства не исчезают бесследно, а запоминаются (человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх).

Эмоциональная память позволяет человеку регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Является важнейшим условием духовного развития человека.

Непроизвольная память – это запоминание, сохранение, воспроизведение без специально поставленной цели запомнить, без применения специальных приёмов, без волевых усилий.

(так, ученик запоминает интересную книгу, фильм, события, которые произвели на него большое впечатление, интересный рассказ учителя, яркое событие, мелодия).

Произвольная память – это запоминание, сохранение, воспроизведение со специально поставленной целью запомнить, с применением специальных приёмов и волевых усилий.

В учении произвольная память занимает ведущее место.

Кратковременная память (КП) – процесс не большой по длительности (несколько секунд или минут), отличающийся воспроизведением только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений.

Необходима ученику, чтобы понять задание учителя и выполнить его (написать диктант, примеры и т.д.). Такова память машинистки, переводчика.

Деятельность КП осуществляется по принципу: воспринял — воспроизвел — забыл.

Долговременная память (ДП) – это длительное и прочное сохранение воспринятого материала в обобщенном и систематизированном виде.

КП связана с воспроизведением материала в данный момент, «сиюминутная» память. ДП – это «глубинная» память, «память-хранение».

Объем информации ДП значительно больше объёма КП.

Оперативная память (ОП) – запоминание сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного действия.

(при решении задачи необходимо удерживать в памяти исходные данные и промежуточные результаты, которые затем могут быть забыты).


Понятие о мышлении как обобщённом и опосредованном познании действительности. Операции мышления: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Особенности их проявления у детей.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и стремится его понять, проникнуть в суть предметов и явлений, познать существен­ное в них. Такое понимание обеспечивается благодаря мышлению.

Мышление – это высшая форма отражения мозгом действительности, наиболее сложный познавательный психический процесс.

Мышление – это опосредованное и обобщённое познание окружающего мира.

1. Мышление – это опосредованное познание окружающего мира, т.е., воспринимая одно, мы судим о другом.

Ощущения и восприятие дают возможность непосредственно познать отдельные предметы и явления реального мира с помощью органов чувств (цвет, размер, вкус, запах, химический состав веществ и др. свойства). Мышление же отражает такие особенности, свойства предметов и явлений, которые невозможно познать с помощью только органов чувств (температуру воздуха, давление, вес и др.). Размышляя, человек познает общие свойства опосредованно, т.е. через другие предметы, либо ранее усвоенные знания. (Так врач ставит диагноз, опираясь на симптомы болезни.)

2. Мышление – это обобщенное познание действительности, оно отражает общие, существен­ные свойства предметов и явлений, их закономерные связи. Ощущения и восприятие дают нам знания об отдельных сторонах предметов и явлений, а мышление отражает их целостность, совокупность, взаимосвязь этих свойств.

Мышление даёт возможность понять причинно-следственные связи в природе, обществе, закономерности развития психики человека, позволяет предвидеть закономерное наступление событий (дерево в воде тонет; бумага в огне сгорит; обучение ребёнка ведёт к его развитию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: