Анализ рентабельности

Следующим этапом нашего исследования будет анализ экономической эффективности деятельности предприятия, которая выражается показателями рентабельности (доходности).

На практике различают показатели экономической и финансовой рентабельности. Экономическая рентабельность - показатель, определяемый на основе прогнозной, т.е. потенциальной прибыли, отражаемой в бизнес-планах. В свою очередь, финансовая рентабельность рассчитывается на базе фактической прибыли, которая отражается в бухгалтерской отчетности предприятия. Расчет основных показателей рентабельности представлен в таблице 9.

Таблица 9

Расчет показателей рентабельности

Показатели Базисный период Отчетный период Изменения (+ или -)
       
Выручка 2771157.0 2624079.0 -147078.0
Полная себестоимость реализованной продукции 2084128.0 1389913.0 -694215.0
Прибыль от реализации (от продаж) 687029.0 1234166.0 547137.0
EBIT (прибыль до уплаты налогов и процентов) 2685803.0 2879829.0 194026.0
Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) 351044.0 47580.0 -303464.0
Чистая прибыль 321853.0 163144.0 -158709.0
Средняя стоимость основных средств - 165197.5 -
Средняя стоимость внеоборотных активов - 104619391.0 -
Средняя стоимость материально-производственных запасов - 110446.5 -
Средняя стоимость оборотных активов - 11265222.5 -
Средняя стоимость активов - 115884613.5 -
Средняя стоимость собственного капитала - 76468271.5 -
Средняя стоимость инвестиций - 102528972.0 -
Расчет показателей рентабельности, %      
Рентабельность продукции 32.96 88.79 55.83
Рентабельность производственных фондов 165.67 17.26 -148.41
Рентабельность активов (ROA) 0.29 0.14 -0.15
Рентабельность внеоборотных активов (RFA) 0.32 0.16 -0.16
Рентабельность оборотных активов (RCA) 3.2 1.45 -1.75
Рентабельность собственного капитала (ROE) 0.47 0.21 -0.26
Рентабельность инвестиций 0.33 0.16 -0.17
Рентабельность продаж 24.79 47.03 22.24
Рентабельность продаж по EBIT 96.92 109.75 12.83
Рентабельность продаж по чистой прибыли 11.61 6.22 -5.39

* Рентабельность продукции - (Прибыль от продаж / Полная себестоимость) * 100

Рентабельность производственных фондов - (Прибыль до налогообложения / (Основные средства + Запасы)) * 100

Рентабельность активов (ROA) - (Чистая прибыль / Активы) * 100

Рентабельность внеоборотных активов (RFA) - (Чистая прибыль / Внеоборотные активы) * 100

Рентабельность оборотных активов (RCA) - (Чистая прибыль / Оборотные активы) * 100 ………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Расчет совокупного влияния факторов на рентабельность продаж.

Cовокупное влияние факторов на рентабельность продаж = Изменение рентабельности продаж (выручка) + Изменение рентабельности продаж (себестоимость) + Изменение рентабельности продаж (коммерческие расходы) + Изменение рентабельности продаж (управленческие расходы) = 22.23%.

Полученные результаты отразим в таблице 11.

Таблица 11

Факторный анализ рентабельности продаж

Факторы, влияющие на рентабельность продаж Влияние факторов
   
Выручка -4.22
Себестоимость продаж 11.15
Коммерческие расходы 0.73
Управленческие расходы 14.57
Рентабельность (убыточность) продаж 22.23

На основе данных таблицы 11 можно сделать следующие основные выводы.

За счет изменения выручки от реализации рентабельность продаж уменьшилась на (-4.22)%.

Изменение себестоимости привело к росту рентабельности продаж на 11.15%.

В результате изменения коммерческих расходов рентабельность продаж возросла на 0.73%.

Рентабельность продаж увеличилась на 14.57% вследствие изменения управленческих расходов.

Совокупное влияние 4 факторов привело к росту рентабельности продаж на 22.23%.

Аналогичный подход можно применить и к определению влияния факторов на рентабельность продаж по чистой прибыли. Результаты расчетов приведены в таблице 12.

Таблица 12

Факторный анализ рентабельности продаж по чистой прибыли

Факторы, влияющие на рентабельность продаж Влияние факторов
   
Выручка -4.954
Себестоимость продаж 11.154
Коммерческие расходы 0.735
Управленческие расходы 14.567
Доходы от участия в других организациях 0.0
Проценты к получению 50.946
Проценты к уплате -18.959
Прочие доходы -89.914
Прочие расходы 25.511
Текущий налог на прибыль 0.0
Изменение отложенных налоговых обязательств 0.0
Изменение отложенных налоговых активов 3.189
Изменение - Прочее 2.328
Рентабельность (убыточность) продаж по чистой прибыли -5.397

На основе данных таблицы 12 можно сделать следующие основные выводы.

Наибольший вклад в рост рентабельности продаж по чистой прибыли внес показатель проценты к получению - 50.946%. Затем расположились: прочие расходы - 25.511%; управленческие расходы - 14.567%; себестоимость продаж - 11.154%; изменение отложенных налоговых активов - 3.189%; изменение - прочее - 2.328%; коммерческие расходы - 0.735%.

К уменьшению рентабельности продаж по чистой прибыли привели следующие показатели: прочие доходы - (-89.914)%, проценты к уплате - (-18.959)%; выручка - (-4.954)%.

Не оказали влияние на изменение рентабельности продаж по чистой прибыли такие показатели как: доходы от участия в других организациях - (0.0)%, текущий налог на прибыль - (0.0)%; изменение отложенных налоговых обязательств - (0.0)%.


Вопрос 4. Определить сумму высвобожденных или привлеченных в оборот оборотных средств на основании приведённых данных.

Показатель Базисный период Отчётный период
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств    
Однодневный оборот, тыс. руб.    

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..


Вопрос 5. На основании приведённых ниже данных определить влияние сортового состава продукции на изменение:

 уровня средне реализационной цены;

 суммы прибыли от реализации.

Сорт Цена единицы, тыс. руб. Себестоимость единицы, тыс.руб. Объём реализации, т
базисный период отчётный период  
Первый 3,8 2,1    
Второй 2,9 1,4 6,5 4,3  
Итого     26,5 27,3
                 

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолют­ных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту () нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПОБЩ.Ф):

Как видно из табл., в связи с улучшением качества продукции (увеличением доли первого сорта и уменьшением, соответственно, доли второго сорта) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 70 руб. Стоимость всего фактического выпуска данного изделия увеличилась на ……………

После этого можно определить влияние………………………..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: