Следующим этапом нашего исследования будет анализ экономической эффективности деятельности предприятия, которая выражается показателями рентабельности (доходности).
На практике различают показатели экономической и финансовой рентабельности. Экономическая рентабельность - показатель, определяемый на основе прогнозной, т.е. потенциальной прибыли, отражаемой в бизнес-планах. В свою очередь, финансовая рентабельность рассчитывается на базе фактической прибыли, которая отражается в бухгалтерской отчетности предприятия. Расчет основных показателей рентабельности представлен в таблице 9.
Таблица 9
Расчет показателей рентабельности
Показатели | Базисный период | Отчетный период | Изменения (+ или -) |
Выручка | 2771157.0 | 2624079.0 | -147078.0 |
Полная себестоимость реализованной продукции | 2084128.0 | 1389913.0 | -694215.0 |
Прибыль от реализации (от продаж) | 687029.0 | 1234166.0 | 547137.0 |
EBIT (прибыль до уплаты налогов и процентов) | 2685803.0 | 2879829.0 | 194026.0 |
Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) | 351044.0 | 47580.0 | -303464.0 |
Чистая прибыль | 321853.0 | 163144.0 | -158709.0 |
Средняя стоимость основных средств | - | 165197.5 | - |
Средняя стоимость внеоборотных активов | - | 104619391.0 | - |
Средняя стоимость материально-производственных запасов | - | 110446.5 | - |
Средняя стоимость оборотных активов | - | 11265222.5 | - |
Средняя стоимость активов | - | 115884613.5 | - |
Средняя стоимость собственного капитала | - | 76468271.5 | - |
Средняя стоимость инвестиций | - | 102528972.0 | - |
Расчет показателей рентабельности, % | |||
Рентабельность продукции | 32.96 | 88.79 | 55.83 |
Рентабельность производственных фондов | 165.67 | 17.26 | -148.41 |
Рентабельность активов (ROA) | 0.29 | 0.14 | -0.15 |
Рентабельность внеоборотных активов (RFA) | 0.32 | 0.16 | -0.16 |
Рентабельность оборотных активов (RCA) | 3.2 | 1.45 | -1.75 |
Рентабельность собственного капитала (ROE) | 0.47 | 0.21 | -0.26 |
Рентабельность инвестиций | 0.33 | 0.16 | -0.17 |
Рентабельность продаж | 24.79 | 47.03 | 22.24 |
Рентабельность продаж по EBIT | 96.92 | 109.75 | 12.83 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли | 11.61 | 6.22 | -5.39 |
* Рентабельность продукции - (Прибыль от продаж / Полная себестоимость) * 100
Рентабельность производственных фондов - (Прибыль до налогообложения / (Основные средства + Запасы)) * 100
Рентабельность активов (ROA) - (Чистая прибыль / Активы) * 100
Рентабельность внеоборотных активов (RFA) - (Чистая прибыль / Внеоборотные активы) * 100
Рентабельность оборотных активов (RCA) - (Чистая прибыль / Оборотные активы) * 100 ………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Расчет совокупного влияния факторов на рентабельность продаж.
Cовокупное влияние факторов на рентабельность продаж = Изменение рентабельности продаж (выручка) + Изменение рентабельности продаж (себестоимость) + Изменение рентабельности продаж (коммерческие расходы) + Изменение рентабельности продаж (управленческие расходы) = 22.23%.
Полученные результаты отразим в таблице 11.
Таблица 11
Факторный анализ рентабельности продаж
Факторы, влияющие на рентабельность продаж | Влияние факторов |
Выручка | -4.22 |
Себестоимость продаж | 11.15 |
Коммерческие расходы | 0.73 |
Управленческие расходы | 14.57 |
Рентабельность (убыточность) продаж | 22.23 |
На основе данных таблицы 11 можно сделать следующие основные выводы.
За счет изменения выручки от реализации рентабельность продаж уменьшилась на (-4.22)%.
Изменение себестоимости привело к росту рентабельности продаж на 11.15%.
В результате изменения коммерческих расходов рентабельность продаж возросла на 0.73%.
Рентабельность продаж увеличилась на 14.57% вследствие изменения управленческих расходов.
Совокупное влияние 4 факторов привело к росту рентабельности продаж на 22.23%.
Аналогичный подход можно применить и к определению влияния факторов на рентабельность продаж по чистой прибыли. Результаты расчетов приведены в таблице 12.
Таблица 12
Факторный анализ рентабельности продаж по чистой прибыли
Факторы, влияющие на рентабельность продаж | Влияние факторов |
Выручка | -4.954 |
Себестоимость продаж | 11.154 |
Коммерческие расходы | 0.735 |
Управленческие расходы | 14.567 |
Доходы от участия в других организациях | 0.0 |
Проценты к получению | 50.946 |
Проценты к уплате | -18.959 |
Прочие доходы | -89.914 |
Прочие расходы | 25.511 |
Текущий налог на прибыль | 0.0 |
Изменение отложенных налоговых обязательств | 0.0 |
Изменение отложенных налоговых активов | 3.189 |
Изменение - Прочее | 2.328 |
Рентабельность (убыточность) продаж по чистой прибыли | -5.397 |
На основе данных таблицы 12 можно сделать следующие основные выводы.
Наибольший вклад в рост рентабельности продаж по чистой прибыли внес показатель проценты к получению - 50.946%. Затем расположились: прочие расходы - 25.511%; управленческие расходы - 14.567%; себестоимость продаж - 11.154%; изменение отложенных налоговых активов - 3.189%; изменение - прочее - 2.328%; коммерческие расходы - 0.735%.
К уменьшению рентабельности продаж по чистой прибыли привели следующие показатели: прочие доходы - (-89.914)%, проценты к уплате - (-18.959)%; выручка - (-4.954)%.
Не оказали влияние на изменение рентабельности продаж по чистой прибыли такие показатели как: доходы от участия в других организациях - (0.0)%, текущий налог на прибыль - (0.0)%; изменение отложенных налоговых обязательств - (0.0)%.
Вопрос 4. Определить сумму высвобожденных или привлеченных в оборот оборотных средств на основании приведённых данных.
Показатель | Базисный период | Отчётный период |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | ||
Однодневный оборот, тыс. руб. |
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Вопрос 5. На основании приведённых ниже данных определить влияние сортового состава продукции на изменение:
уровня средне реализационной цены;
суммы прибыли от реализации.
Сорт | Цена единицы, тыс. руб. | Себестоимость единицы, тыс.руб. | Объём реализации, т | |||||
базисный период | отчётный период | |||||||
Первый | 3,8 | 2,1 | ||||||
Второй | 2,9 | 1,4 | 6,5 | 4,3 | ||||
Итого | 26,5 | 27,3 | ||||||
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести способом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту () нужно умножить на цену соответствующего сорта (Цi), результаты сложить и умножить на общий фактический выпуск данного вида продукции в натуральном выражении (VВПОБЩ.Ф):
Как видно из табл., в связи с улучшением качества продукции (увеличением доли первого сорта и уменьшением, соответственно, доли второго сорта) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 70 руб. Стоимость всего фактического выпуска данного изделия увеличилась на ……………
После этого можно определить влияние………………………..