Урок № 8
Что я могу знать? Мировоззрение, знание и наука
Познание - особый вид человеческой деятельности, направленной на приобретение знаний о мире.
Знание – цель и итог познавательной деятельности. Совокупность сведений об окружающем мире.
Субъект познания – отдельный человек или общество в целом.
Объект познания - весь окружающий мир или отдельный его элемент.
Виды познания – обыденное, научное, философское, художественное, социальное.
Ступени познания
Чувственное познание - познание с помощью органов чувств.
Формы чувственного познания:
Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов.
Восприятие – формирование целостных образов предметов и их свойств.
Представление - сохранение в сознании чувственного образа воспринимаемого предмета.
Рациональное познание - познание с помощью разума. Используется анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование.
Формы рационального познания:
Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.
|
|
Суждение -форма мышления, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
Умозаключение -получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью логического мышления.
Результаты чувственного познание -закрепляются в сознании в виде образов.
Рациональное познание - результаты закрепляются в знаковых формах и системах.
В познании важную роль играет интуиция – способность человека к постижению истины без обоснования с помощью доказательств.
Проблема соотношения чувств и разума в познании
Со времён античности в философии шёл спор о соотношении чувств и разума в познании. В Новое время, когда формировалась современная наука, этот спор приобрёл особую остроту. Философы разделились на сенсуалистов и рационалистов.
Направление в философии | Представители | Основные идеи |
Сенсуализм | Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, Дж. Беркли, Д. Юм. | «Нет ничего в разуме, чего не было бы ранее в чувствах» |
Рационализм | Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц. | «Нет ничего в чувствах, чего не было ранее бы в разуме» |