Существует направление в философии, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Это направление называется агностицизм, а его представители – агностиками (от греч. agnostos — недоступный познанию).
Агностики утверждали, что тела – это «комплексы ощущений». Другой их тезис: «Существовать – значит, быть воспринимаемым».
Проблема истины и её критериев
Истина:
- Соответствие мыслей человека окружающей действительности.
- Соответствие полученных знаний объекту познания.
- По содержанию – объективна, не зависит от человека.
- По форме – субъективна.
- Абсолютная – раз и навсегда установленное знание о предмете.
- Относительная – ограниченное знание, которым обладает человек на данном этапе развития.
- Критерий истины - практика (от греч. praktikos — деятельный, активный) - целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.
Понятие мировоззрения
Мировоззрение (миросозерцание) - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения людей, их идеалы, принципы познания и деятельности.
|
|
Типы мировоззрения:
житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды на мир и человека;
религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;
философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философия вырабатывает новые мировоззренческие ориентации;
Научное мировоззрение.
Носители мировоззрения — личность и социальная группа.
Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.
Самостоятельная работа
1 вариант
1. В каком смысле истина объективна по содержанию и субъективна по форме?
2.Как взаимосвязаны абсолютная и относительная истина?
2 вариант
1. Чем научный прогноз отличается от пророчества или прорицания?
2. В каком смысле личность является носителем мировоззрения?
Урок № 10