Психологическая готовность к школе и ее влияние на процесс обучения в школе

Готовность к школе сегодня рассматривается, как готовность к школьному обучению. Это обосновано взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности.

Проблема психологической готовности к школьному обучению обращает на себя внимание при проблеме смены ведущих типов деятельности, т.е. в момент перехода от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности.

Выделяют три аспекта школьной зрелости:
интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.
Понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость способна отразить функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и способность долгое время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости можно отнести потребность ребенка в общении со сверстниками и умение контролировать и подчинять свое поведение законам детских групп.

Важную роль в готовности ребенка к обучению в школе играет мотивационный план. Выделяются две группы мотивов учения:

1. Социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми.

2. Мотивы, связанные с учебной деятельностью, или
познавательные интересы детей.

У ребенка, готового к школе, возникает желание учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых и потому, что у него есть познавательная потребность, которую не могут удовлетворить дома.

В качестве показателей психологической готовности
также выделяют развитие интеллекта ребенка.В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе внимание обращается не на сумму усвоенных знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе можно выделить еще одну – развитие речи.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: