Так формулирует Кун.
Классический позитивизм был тесно связан с признанием идеи эволюции. Эволюция – признание постепенного линейного хода развития человечества и человеческого интеллекта. (Например концепция Конта – мифологическая, метафизическая, позитивная ступень мышления). И все объединяется идеей прогресса. Идеи Конта были реализованы В. Уэвеллом. 1847 «Философия индуктивных наук», «История индуктивных наук».
Уэвелл:
Развитие любой отрасли науки надо понимать как постепенный ход, потому что никогда старые истины не отрицаются. Прежние истины входят в новый этап, только терминологически изменяясь. По сути они сохраняются. Все развитие науки подчиняется закону индукции. Научные теории получатся индукцией из фактического материала. Ход развития науки – постепенное постоянное накопление истин.
Эту позицию Кун назван антиисторизмом и коммулятивизмом.
Т. Кун начинал как логический позитивист, но пришел к выводу, что при такой методологии много не понятно и он обратился к истории науки. История науки – не то,ч то надо сдать в арзив, а то, что позволяет понять саму суть науки.
|
|
24.10.12
Т. Кун «Структура научных революций»
Была подвергнута критике, вызвала интерес. Подрывается метафизику позитивистского развития науки.
Брать целостность науки. Галилей – кто был его учителями, какой был язык, в какой состоянии была наука, какие у него ученики. В качестве объекта для исследования истории науки надо брать научное сообщество. Не нацеленность на истину является главной в развитии науки. Оно происходит таким образом, что на каждом данном этапе мы можем обнаружить, как идет конкуренция между научными сообществам. Они выдвигают собственную научную парадигму, в которой задаются образцы постановки и решения научных проблем, имеют терминологический аппарат, практику исследования. Появляются научные журналы этого направления, учебная дисциплина, работа в рамках данной научной парадигмы.
Кун берет для изучения 2 взаимозависимых феномена – научная парадигма и науч сообщество. Научная парадигма поддерживается конкретным научным сообществом. Важно финансирование, доступ к публикациям, реклама. Социально-психологические факторы. Авторитет зависит от этого, а не от степени истинности.
Существует допарадигмальное состояние науки. Например, свет. Современная науч парадигма сложилась в начале 20 в, когда выяснилось, что свет это поток фотонов. Эта науч парадигма сейчас является доминирующей и поддерживается финансированием, публикацией и пр факторами. Раньше – другая парадигма, где природа света – это движение поперечных волн. Раньше – оптика Ньютона, где свет – это поток корпускул. Смена парадигм по мнению Куна есть научная революция.
|
|
Влияние на Куна оказал А.Койре.
Кун: нет постепенного развития идеи, одно представление полностью сменяется другим. Развитие науки понимается как череда революций. Это идет в разрез с позитивистской историей науки. Здесь нет постепенной эволюции, а череда прерывностей. Нет линейности. Это некумулятивный подход – то есть нет накопления знаний.
Куна обвиняли в метафизичности – он абсолютизирует роль скачков, а всякая крайность, в позиции марксизма – это метафизичность.
Наука представление не как самодостаточное явление – решающую роль оказывают соц-психологические факторы. Запад критиковал Куна за иррациональность.
Лакатос:
Тоже критиковал Куна. Основные идеи по истории науки «История науки в ее рациональной конструкции».
Различает реальную историю науки и ее рациональную конструкцию. Показывает, что не он один предпринимает попытку рац реконструкции. Есть внутренняя и внешняя история науки. Внутренняя первична, тк она определяет то, что относится к внешней. Показывает, что существует некие нормативные методологии, которые производят кодекс научной честности и определяют, что надо относить к внутренней истории науки. Он выделяет 4 такие нормативные методологии, каждая из которой имеет свое представление о содержании внутр и внеш истории.
1: индуктивизм – главное – это факты и их индуктивное обобщение. Это – внутреннее, остальное – внешнее
2: конвенционализм – факты м б разные, а главное – это систематизация и классификация фактов. Они связаны договоренностями в рамках научного сообщества. Надо отразить крупнейшие эпизоды, когда создавались крупные классификации (система Менделеева, таблица по зоологии).
3: фальсификационистская – результаты появляются тогда, когда мы проводим эксперименты, которые подтверждают или опровергают выдвинутые теории. Внутренняя история – это история решающих экспериментов.
4: методология научно-исследовательских программ. Это выдает в нем позицию постпозитивизма. Н-и программа не сводится к фактам или классификациям, это объемное образование. Он выделяет в нем жесткое ядро, которое включает в себя самые разнообразные элементы. Например,в акустику входит механика, все, что касается механики, определенное мировоззрение, здравый смысл. НИП включает в себя позитивную эвристику – это проблемы, защитный поиск вспомогательных гипотез. Позитивный или регрессивный сдвиг проблем - способность или неспособность предвидения.
Это одна из версий постпозитивистской истории науки.