Задание 1. Определите основные виды растений произрастающих на участке колледжа. Для работы используйте атлас-определитель растений.
Название растения | Особенности внешнего строения | Особенности вегетации и ухода | |
цветка | листьев | ||
Деревья | |||
Конский каштан | |||
Лиственница европейская | |||
Ясень | |||
Ель | |||
… | |||
Кустарники | |||
Барбарис | |||
Гортензия | |||
Пион древовидный | |||
Сирень | |||
Роза (шиповник) | |||
Спирея | |||
… | |||
Травянистые растения | |||
… |
Задание 2. В тетради по практике записать представленную ниже таблицу дополнив названия входящих в каждую группу растений (не менее трех).
Культурные растения | Деревья | Яблоня, груша…. |
Кустарники | Крыжовник, смородина…. | |
Травянистые растения | Помидор, лук…. | |
Культурные растения | Овощные | Лук, огурец… |
Плодовые | Груша, черешня… | |
Зерновые | Пшеница, рожь… | |
Декоративные | Флокс, настурция… | |
Прядильные | Лён, конопля… | |
Культурные растения | Полевые | зерновые хлебные злаки (пшеница, рожь) |
зерновые крупяные культуры (гречиха, просо) | ||
зернобобовые (горох, соя, чечевица) | ||
клубнеплоды (картофель) и корнеплоды (свекла, турнепс) | ||
масличные (подсолнечник, арахис, горчица) | ||
прядильные (хлопчатник, лен, конопля) | ||
кормовые травы (тимофеевка, клевер, люцерна) | ||
Овощные | бахчевые (арбуз, дыня, тыква) | |
листовые (капуста, шпинат, салат) | ||
корнеплодные (свекла, морковь, редис) | ||
стеблевые (кольраби, спаржа) | ||
плодовые (томат, огурец) | ||
луковичные (лук, чеснок) | ||
пряноароматические (вкусовые) культуры (укроп, петрушка) | ||
Плодовые культуры К плодовым (плодово-ягодным) относят культурные растения, дающие сочные плоды | семечковые (яблоня, груша, айва) | |
косточковые (вишня, слива, абрикос) | ||
ягодные (малина, земляника, смородина) | ||
орехоплодные (грецкий орех, миндаль, фундук) | ||
цитрусовые (лимон, апельсин) | ||
субтропические культуры (инжир, гранат, мушмула) |
Задание 3. Провести анализ декоративных (комнатных) растений в кабинете №2 и зимнем саду, используя определитель комнатных растений и источники Интернет определить виды растений. Используя литературу и источники Интернет заполнить таблицу «Декоративные (комнатные) растения» (описывать растения выделенные курсивом)
Декорати́вные расте́ния — растения, обыкновенно и большей частью выращиваемые для оформления садов, парков, скверов и других участков городских и сельских территорий, предназначенных для отдыха, либо служебных, производственных и жилых помещений (в последнем случае они часто называются ещё и комнатными растениями). Деятельность по выращиванию декоративных растений называется декоративным садоводством.
Название растения | Полив | Освещение | Влажность воздуха | |
Декоративно-лиственные растения | ||||
Абутилон Аглаонема* Аглая Алоказия Алоэ Араукария Аспарагус Аспидистра Аукуба Бегония Бересклет Бромеливые Дизиготека Дистилиум Диффенбахия Юкка Спатифиллум Панданус Ховея | Драцена Евгения Гиппеаструм Гранат Каладиум Колеус Кордилина Кофе Кротон, кодиеум Маранта Монстера Сансевиерия (щучий хвост) Толстянка Фикусы Филодендрон Шеффлера Циперус Финик Хамедорея | |||
Ампельные растения | ||||
Бегония вьюнковидная Бегония лазащая Зебрина висячая Камнеломка плетеносная Колерия Нефролепис высокий Олений рог Очиток Моргана | Сциндапсус золотистый Традесканция белоцветковая Фикус лазящий Фикус ползучий Филодендрон лазящий Фуксия изящная Хлорофитум хохлатый Сингониум ножколистный | |||
Лианы | ||||
Вьющиеся: Кадзура японская Клеродендрум Томсон Тунбергия крылатая Сциндапсус Усиконосные: Пассифлора голубая Тетрастигма Вуанье Циссус ромболистный Циссус антарктический Корнелазящие: Плющ обыкновенный Фикус крохотный | Опирающиеся: Аспарагус Шпренгера Бугенвиллея голая Монстера привлекательная Монстера косая Филодендрон Селло Филодендрон красноватый Филодендрон изящный Филодендрон бородавчатый Сингониум ножколистный Сингониум ушковатый Хойя прекрасная | |||
Красивоцветущие | ||||
Агапантус Азалия Анта(у)риум Акалифа Бальзамин Белопероне Бильбергия Гардения Гиппеаструм Гибискус (китайская роза) Зефирантес Калла Колерия Колумнея Кливия Кринум | Мирт Олеандр Пассифлора Пахистахис Пеларгония (комнатная герань) Псидиум Сенполия Стефанотис Стрелитция Стрептокарпус Тунбергия Цикламен Эсхинантус Эухарис Якобиния | |||
Почвопокровные | ||||
Дюшения Зебрина Камнеломка Пеллиония Пеперомия Пилея Руэлия Сеткрезия | Сингониум Солейролия Сциндапсус Традесканция Фиттония Флорофитум Эписция | |||
Суккуленты | ||||
Листовые: Алоэ Бриофиллум Гавортия Гастерия Гемантус Крассуля Литопс Очиток Сансевиерия Церопегия Эониум Эхеверия | Стеблевые: Зигокактус Кактусовидные молочаи Кактусы Клейстокактус Маммилярия Опунция Рипсалис Селеницереус Стапелия Цереус Эхинопсис Эхмея | |||
Эпифиты | ||||
Адиантум Антуриум Асплениум Бильбергия Вриезия | Зигокактус Криптантус Нефролепсис Орхидеи Платицериум |
* Курсивом выделены названия растений обязательные для описания
Задание 4. В тетради по практике записать представленные ниже таблицы.
Выращивание младшими школьниками плодово-ягодных культур
Характер работы | Рекомендации по проведению работы |
I, II КЛАССЫ | |
Общее знакомство с комнатными растениями, их родиной и значением | 1) Ознакомление с разнообразием и морфологическими признаками растений; 2) использование в качестве естественных наглядных пособий наиболее распространенных комнатных растений (пеларгонию зональную, фикус, кактус, алоэ древовидное, аспарагус, традесканцию и др.); 3) фиксация названий растений (для лучшего запоминания) в тетрадях с параллельной их записью учителем на доске, обозначением каждого цветка этикеткой с названием и сопроводительными сведениями (родина, отношение к влаге, свету); 4) показ связи родины растений с особенностями ухода за ними; 5) на основе дополнительного материала (например, книги Н. М. Верзилина «Путешествие с домашними растениями») ознакомление во внеурочное время с другими представителями «комнатного» царства |
Правила ухода за растениями | Научить детей поливать растения, рыхлить почву, удалять сухие листья, пыль, протирать цветочные горшки и поддонники и подготавливать их к пересадке нового растения |
Подготовка семян растений к посеву в комнатных условиях | Использование культур с более крупными семенами (настурция, бальзамин, ипомея, фасоль огнецветковая и т.п.); Предварительное знакомство, рассмотрение и описание семян растений (формы, величины, цвета и нюансов окраски), подсчет их количества в одном грамме |
Посев в открытый грунт | Обратить внимание на сравнительно нетребовательные к почве и приемам ухода виды |
III КЛАСС | |
Зональное размещение комнатных растений в помещении | 1) Осенний сбор детьми во внеурочное время семян цветочных растений, их подготовка к работе (очистка, сушка, пакетирование с указанием названия и времени, места сбора); 2) отбор лучших экземпляров растений для школьной выставки; 3) объяснение, подтверждаемое опытом, существования условий, необходимых для жизни растения; 4) в конце занятия проведение детьми под руководством учителя подкормки, полива, опрыскивания растений, протирки листьев, горшков (рекомендуется проводить работу в звеньях по 5 —6 чел.) с последующим их размещением в помещении в зависимости от их отношения к свету |
Заготовка черенков комнатных растений, уход за посаженными черенками | 1) Для занятия необходимо отобрать стеблевые черенки из годичных верхних частей побегов (традесканции, фикуса, герани), оборудование из расчета по 2 цветочных горшка на звено, ящик с землей, песком, колышки и воду на каждые 4 человека; 2) обратить внимание: вегетативное размножение комнатных растений (черенками) лучше проводить весной и летом; 3) в предварительной беседе необходимо повторить и показать части растения, последовательность подготовки стеблевых черенков; продемонстрировать технику посадки; 4) при проведении фронтальной работы допускается комбинирование: посадка одними группами одревесневших черенков (фикуса, толстянки), другими — травянистых (герани, бегонии) с обязательным обозначением растения этикеткой; 5) периодичность проведения наблюдений и фиксации результатов — 1 раз в 1(2) недели: дата посадки, количество наземных почек, дата пробуждения почки, длина нового побега; 6) для наглядности образования придаточных корней из стеблевых черенков рекомендуется несколько черенков поставить в воду |
Знакомство и посев в грунт семян однолетних цветочно-декоративных растений | 1) Работа проводится с однолетними растениями (циния); 2) допускается высадка семян как в ящики, так и в открытый грунт; в случае первичной инкубации в помещении пересадка в грядки осуществляется через 2 —3 недели после появления у растений 2 — 4 настоящих листьев; 3) при этом возможно провести опыт на определение сроков высаживания однолетников в грунт |
Борьба с сорняками | 1) Работа по дифференциации растений на различных стадиях развития, с определителями — наименование вида; 2) ознакомление со способами удаления сорняков и порядком их осуществления (прополка) |
IV класс | |
Ознакомление со способами вегетативного размножения комнатных растений (делением куста, отводками) | 1) Вопросы предварительной беседы: условия, необходимые для нормального роста и развития растений; значение питательных веществ, получаемых растениями из почвы; 2) оборудование: горшки для пересадки комнатных растений, почва, удобрения, песок, дренаж (мелкий щебень), черепки горшков; 3) рассматриваемые вопросы: объяснение значения пересадки, понятия «размножение отводками», «размножение делением куста»; 4) практическая работа проводится звеньями по 3—4 человека (учитель наблюдает, делая соответствующие замечания); допускается ее дробление — деление куста проводят ученики, отводками — учитель; в конце необходим обильный полив; 5) уход за посаженными растениями ведут дежурные ученики |
Посев семян в ящики, парники для получения | 1) Предварительное ознакомление детей с семенами разных цветочных растений, наиболее распространенных в данной местности; 2) требования к отбору семян: необходимо брать семена ярких, быстрорастущих видов |
Рассады; пикировка | Работа с растениями, хорошо переносящими пикировку (сальвия, астры, флоксы, гвоздика и т.д.); предварительная их подготовка перед посевом; 3) групповая работа с обязательным оформлением этикеток для каждого растения: название, дата посева, состав звена; 4) допускается проведение опытной работы в звеньях: посадка одной части сеянцев с укороченными корешками, другой — без обрывания корешков |
Знакомство с многолетними цветочно-декоративными растениями, размножение делением куста | 1) Работа проводится с двулетними (анютины глазки, гвоздика турецкая, незабудка, мальва и др.) и многолетними растениями; 2) допускается высадка семян как в ящики, так и в открытый грунт; в случае первичной инкубации в помещении пересадка в грядки осуществляется через 2 — 3 недели после появления у растений 2 — 4 настоящих листьев; 3) весной рекомендуется уделить больше внимания многолетним растениям (ландыш майский, астра многолетняя, нарцисс, люпин, пион, тюльпан, гладиолус и т. п.); 4) возможен показ размножения декоративных растений делением корневища (ирис), клубней (георгин), клубнелуковицами (гладиолус), делением куста (флоксы, астры) |