Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация — одна из первых составляющих психологии труда. Становление этой научной дисциплины и практики датируется 1908 г. — то есть датой открытия Ф. Парсонсом первого бюро по консультации молодежи. В последующие десятилетия это направление активно развивалось в США и в странах Западной Европы.

Под профессиональной ориентацией понимают «широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии»; под профессиональной консультацией — «индивидуально ориентированную помощь в профессиональном самоопределении».

И профориентация и профконсультация — это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.[11]

Основные тенденции в развитии этой дисциплины: активное использование психодиагностики, наглядных средств, описаний профессий и конкретных рабочих постов, становление диалогового режима консультирования клиента как пути его самореализации в жизни в профессиональной сфере, как пути самопознания, а не только лишь ознакомления с существующими профессиями, учебными заведениями и вакансиями.

Активное развитие репертуара средств и техник работы профконсультантов во многом определилось психотерапией как особой дисциплиной и широкой практикой ее разных направлений (гештальт-психология, психодрама, роджерианская терапия, трансактный анализ, НЛП и др.). Техники и технологии психотерапии, наработанные и широко апробированные в 1960-1970-х гг., в 1980-1990-х гг. быстро и эффективно адаптируются для решения задач профессиональной ориентации людей разного возраста, как в индивидуальных, так и в групповых формах.[13]

С самого начала важным моментом профессиональной ориентации было посредничество опытного специалиста — педагога, профессионала, а позже и специалиста-психолога — в ориентации молодого человек, в огромном пространстве актуальных и востребованных профессий, доступных для овладения данным человеком с учетом его физических и психологических особенностей и внешних, объективных условий. Ближе к концу XX в. необходимость в таком периодическом посредничестве становится актуальной на каждом возрастном этапе — как вопрос профессиональной карьеры человека в широком смысле. Возрастной диапазон лиц, нуждающихся в периодической поддержке, имеет тенденцию предельно расширяться — от подросткового до пенсионного и постпенсионного возраста. В сфере искусства и в спорте к середине XX в. нормой стала ранняя специализация — с 6-8-летнего возраста.

Вторым важным условием профессиональной ориентации в это же время стали называть и психологическое сопровождение — целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.[3]

Профессиональная ориентация как целостное направление, в свою очередь, также разделяется не несколько самостоятельных ветвей, направлений деятельности, отличающихся по своей методологии и методическому инструментарию: на профинформацию, профагитацию, профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию.

Профориентация в целом — широкое по своему содержанию понятие, имеющее разные смыслы в разных национальных культурах. Например, в США ребенка с раннего возраста ориентируют на «успешную карьеру», что предполагает особое отношение ко всему, что связано с выбором в будущем людей как клиентов, с одной стороны, с другой — ответственность специалистов-консультантов.

Профессиональное и личностное самоопределение тесно взаимосвязаны. Так, например, Э. Эриксон рассматривает их как два взаимосвязанных процесса становления идентичности личности.[15] Н. С. Пряжников выделяет два принципиальных различия между ними:

• в отличие от личностного, профессиональное самоопределение более конкретно, обычно оформляется официально (диплом о профессиональном образовании, сертификат и т. п.);

• личностное самоопределение всегда более сложное явление, зависящее больше не от благоприятных внешних, а от внутренних причин (личностных особенностей, «жизненных сценариев», по Э. Берну, доминирующих в обществе ценностей и т. д.).[11]

Глубокие социально-экономические изменения, произошедшие в России в 1980-1990-х гг., затронули не только внешние условия, влияющие на представления о профессиях человека, вступающего в жизнь. Серьезно деформирована и его субъективная сфера. Были разрушены семейные традиции передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей как экспертов в выборе профессиональной стези, стали размываться границы «мужских» и «женских» профессий. В 14-15 лет подростки больше прислушиваются к мнению сверстников и учителей, но меньше — к мнению родителей и родственников. С возрастом влияние окружающих резко уменьшается. Шестнадцати - семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении, девушки — большую активность, чем юноши. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без заметного влияния окружающих их значимых людей — родителей, родственников, учителей, друзей.[13]

Основными проблемами, препятствующими успешному решению типовых задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, недостаточное финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою архаичность и некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов. В 1990-х гг. профориентация переживала общие для многих психологических дисциплин трудности. На уровне методологии господствовали эклектика, заимствование зарубежных технологий и методик, поспешные конструирования собственных, не проходящих должную психометрическую проверку тестов; на уровне методического обеспечения — неполнота; на уровне профессионализма специалистов — отсутствие опыта, психологического или педагогического образования; на уровне стратегии — отсутствие координации деятельности двух ветвей профориентационной работы в масштабе государства в целом.[8]

Тем не менее отрасль активно развивалась. В качестве примера можно привести типичный хронотоп начала XXI в. — программную часть дисциплины, оформленную Э. Ф. Зеером с сотрудниками:

Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности.

Задачи профориентологии:

1) формирование профессиеведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии;

2) развитие профессиеведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др.;

3) обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.[3]

Профориентология, как самостоятельная отрасль науки, характеризуется собственным предметом и методами исследования. Ее предметом являются профессионально обусловленные явления, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. В целостном профессиональном становлении личности выделяются семь стадий.

1. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет).

2. Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период получил название оптации.

3. Следующая стадия профессиональной подготовки начинается с поступления в профессиональное учебное заведение.

4. По окончании учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации.

5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.

7. Часть работников, обладающих творческим потенциалом, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию — профессионального мастерства.[3]

Формально сущность профориентации как раздела науки можно обозначить в виде превращения исходной формулы психологии труда как системы «субъект — объект» в более развернутую форму: система «субъект — объект (профессиональная деятельность — профессиональная карьера — жизненный путь — личностное развитие) — другие субъекты — социальная среда».[13]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: