Физкультурно-спортивная организация – это совокупность людей, объединенных для достижения какой либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разграничения обязанностей и создания иерархической структуры.
Основными объектами управления в физической культуре и спорте выступают физкультурно-спортивные организации различного назначения и величины:
• оздоровительные (физкультурно-оздоровительные комплексы, группы фитнеса и аэробики, оздоровительные центры и т.д.);
• спортивные (детские юношеские спортивные школы, центры олимпийской подготовки, школы высшего мастерства, спортивные клубы, национальные спортивные команды и др.);
• учебные (обеспечивают подготовку специалистов для сферы физической культуры и спорта);
• учебно-спортивные (училища и школы олимпийского резерва);
• медицинские (спортивные диспансеры и другие медицинские учреждения, обслуживающие спортсменов);
• спортивные сооружения (дворцы спорта, спортивные залы, легкоатлетические манежи, бассейны и др.).
|
|
Совокупность вышеуказанных физкультурно-спортивных организаций, деятельность которых является формальной и направлена на выполнение ряда специфических функций, является объектом управления.
Любая физкультурно-спортивная организация, независимо от ее вида и направления работы, величины, формы собственности и других показателей, характеризуется общими компонентами: внутренней средой, внешней средой, коммуникациями.К внутренним переменным в физкультурно-спортивных организаций относятся: ресурсы, цели, задачи, структура, технологии и люди.
Ресурсы представляют собой базис необходимых для эффективного функционирования элементов организации. Выделяют следующие виды ресурсов.
Финансовые ресурсы – это необходимое количество финансовых средств, которые обеспечивают обеспечивать расходы организации.
Материально-технические ресурсы - спортивные базы и административные сооружения, инвентарь и оборудование, тренажеры и приспособления, различные транспортные и технические средства, необходимые для проведения на качественном уровне учебно-тренировочных занятий и воспитательного процесса.
Людские ресурсы характеризуют для физкультурно-спортивных организаций тот круг детейподростков, молодежи, взрослых и других групп населения, которые потенциально могут стать физкультурниками и спортсменами.
Кадровые ресурсы физкультурно-спортивной организациипредставлены высококвалифицированным управленческим, тренерским, медицинским и другим персоналом, необходимым для работы организации.
Технологические ресурсы определяют наличие, степень использования технологий для проведения качественного и эффективного учебно-тренировочного, воспитательного, соревновательного и др. процессов.
|
|
Информационные ресурсы показывают степень доступа спортивной организации к информации и качество ее использования в профессиональной деятельности руководителей, тренеров, методистов.
Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.
Структура организации определена набором факторов, в том числе: горизонтальным и вертикальным разделением труда.
Технологии являются наиболее важной переменной внутренней среды организации, они направлены на качественное преобразование сырья в готовую продукцию. В спорте в качестве”сырья“ выступает спортсмен с определенным уровнем развития физических и других качеств.
Человеческий фактор играет огромную роль в выработке концепций управления и требует соблюдения менеджерами социальных потребностей групп людей, поскольку люди являются основным средством достижения поставленных целей.
Материалы к семинарскому занятию ”Спортивная организация как объект управления“
Ответить на следующие вопросы:
1) Перечислите основные виды физкультурно-спортивных организаций.
2) Выделите основные компоненты спортивной организации открытого типа.
3) В чем состоит преимущество системного подхода к рассмотрению спортивной организации как системы?
4) Выберите физкультурно-спортивную организацию и охарактеризуйте ее основные ресурсы по степени значимости.
5) Какой информацией должен обладать тренер-методист, чтобы на практике реализовать процессный подход в менеджменте?