Системный анализ процесса управления в спорте

3.1 Целеполагание, прогнозирование и планирование в спорте

Управление физической культурой и спортом можно рассматривать как процесс последовательно сменяющихся, логически следующих друг за другом действий, носящих повторяющийся, циклический характер: целеполагание, прогнозирование, планирование.

Целеполагание - исходный момент эффективного менеджмента. Целевая функция спортивной организации начинается с установления общей цели этой организации, выражающей причину ее существования.

Физкультурно-спортивная организация, как правило, имеет не одну, а несколько целей. Одна из них, например, может быть связана с массовой физкультурно-оздоровительной работой, а другая - со спортом высших достижений.

Конечной целью менеджмента коммерческой физкультурно-спортивной организации является обеспечение прибыльности или доходности ее работы путем рациональной организации труда.

Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные организации - это некоммерческие организации. В этом случае целью их менеджмента является постоянное стремление удовлетворить потребности и спортивные интересы различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах.

Разделение общей цели на ряд составляющих, обычно ”дерева целей“. Разработка дерева целей позволяет менеджерам спортивной организации системно представить порядок движения к конечной цели, учесть необходимое количество задач, требующих решения на пути к ее достижению.

Цели физкультурных и спортивных организаций, выработанные и принятые руководством и сотрудниками организации, зависят от назначения, формы собственности, размера и других факторов.

Выражая цели деятельности физкультурно-спортивной организации, а также отдельных ее членов в конкретных, измеряемых формах, руководство создает четкую количественную базу для последующего анализа хода работ и принятия управленческих решений.

Оценка внешней среды осуществляется по трем направлениям.

1. Необходимо оценить изменения, которые воздействуют на различные аспекты физкультурно-спортивной организации.

2. Следует определить, какие факторы представляют наибольшую угрозу для текущей стратегии организации.

3. Необходимым аспектом выбора правильной текущей стратегии является определение факторов, которые предоставляют наибольшие возможности для достижения стратегических целей.

Постоянный и глубокий анализ внешней среды позволяет руководству организации более объективно устанавливать цели и планировать стратегию.

Необходимо знать и уметь оценивать не только факторы внешней среды, но и внутренней, которые оказывают существенное влияние на достижение поставленных целей, а также необходимо точно знать сильные и слабые стороны своей организации.

Однако не все факторы, влияющие на достижение целей, можно учесть в полном объеме, а тем более просчитать их ”удельный вес“.

Эту задачу выполняет прогнозирование. Ставя перед организацией какие-то цели, руководитель должен предположить, какова степень их достижения. Все управленческие решения носят вероятностный характер. Это значит, что планируемое событие может обязательно произойти (вероятность Р = 1), не произойти (вероятность Р = 0) или произойти с какой-то долей неопределенности (вероятность 0<Р<1, т.е. Р больше 0, но меньше 1). Прогнозирование — это предположение о том, каков будет результат выполняемых действий, с какой степенью точности (вероятности) мы придем к поставленной цели. Как уже понятно, прогнозирование статистически измеряется величиной вероятности (Р), которая лежит в пределах от 0 до 1.

Все предположения (прогнозы) можно классифицировать в зависимости оттого, в какой степени они подконтрольны руководителю. Выделяют следующие виды предположений:

1. Неконтролируемые предположения. Это предположения о таких событиях или факторах, которые находятся вне сферы компетенции руководителя и от него не зависят ни в коей мере.

2. Полуконтролируемые предположения. Это предположения (прогнозы) о событиях, факторах, условиях, которые в определенной степени находятся в сфере компетенции того или иного руководителя.

3. Контролируемые предположения полностью находятся в сфере компетенции данного руководителя, и их выполнение зависит практически от него и его действий, например планируемые и реализуемые программы подготовки спортсменов различного уровня и т.д.

В зависимости от применяемых методов, прогнозы дифференцируются на: интуитивные, экспертные, статистические.

Планирование. Сама необходимость планирования предполагает; что к одной и той же цели можно двигаться разными путями. Другими словами, всегда есть альтернативы, т.е. множество возможностей, ведущих к цели. Разработанный и принятый план выбирает и нормативно закрепляет выбранный путь достижения поставленных целей.

Суть планирования можно охарактеризовать посредством четырех его главных аспектов:

• вкладом планирования в достижение поставленных целей;

• ведущей ролью планирования;

• вездесущностью планирования;

• эффективностью планов.

Это значит, что невозможно достичь поставленных целей без детально разработанного и продуманного плана, которым должны быть охвачены все аспекты и направления деятельности. Причем эффективность выполнения планов должна постоянно контролироваться, чтобы своевременно принимать решения по координации усилий в достижении поставленных целей.

Хорошо проработанный план:

• определяет основные мероприятия, меры, средства, сроки и т.д., необходимые для достижения целей;

• устанавливает последовательность и взаимосвязь между основными видами деятельности, что связано с созданием календарного плана выполнения работ в надлежащей последовательности;

• уточняет роли, взаимоотношения между различными звеньями, делегирует соответствующие полномочия для выполнения каждого вида деятельности;

• оценивает затраты времени и труда для каждой отдельной операции и всей работы в целом;

• определяет ресурсы, необходимые для выполнения отдельных видов или всей работы в целом. Затраты и потребности в ресурсах определяются бюджетом;

• устанавливает конкретные сроки контроля и коррекции, как отдельных действий, так и всей работы в целом. Это дает возможность целенаправленно и своевременно принимать управленческие решения по достижению поставленных целей.

Целеполагание, прогнозирование и планирование в спорте имеют свои особенности, связанные со спецификой управленческой деятельности тренера.

Таким образом, ставя перед собой цель — завоевание медали какого-то достоинства, тренер должен прогнозировать, какой результат должен показать его спортсмен, т.е. планируемый результатвыступает в качестве целевой функции, относительно которой следует строить программу подготовки.

Материалы к семинарскому занятию ”Целеполагание, прогнозирование и планирование спорта“

Ответить на следующие вопросы:

1) Назовите стратегические цели спортивных организаций: детско-юношеской спортивной школы, школы высшего спортивного мастерства, центра реабилитации инвалидов и национальной сборной по виду спорта.

2) Нарисуйте ”дерево целей“вашего факультета.

3) Разработайте план повышения любого физического качества с использованием планирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: