Направления менеджмента и их характеристика

Объект управления в спортивном менеджменте, включает в себя три основных направления: рационалистическое, поведенческое и системное.

Рационалистическое направление предполагаетдля обеспечения эффективной работы организациипостроение рациональной структурыуправления и рациональной систему управления самой организацией.

Рационалистическое направление в менеджменте включает в свой состав научные школы управления, акцентирующих свое внимание на более детальных исследованиях особенностей управления организацией.

Школа научного управления обращает особое внимание на научные аспекты, лежащие в основе деятельности любых организации, и технологические процессы, при помощи которых онаизготавливает свой товар, продукт или услугу.

В рамках административной школы управления разработан систематизированный подход к управлению всей организацией. Сформулировано понятие организационной структуры управления как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. Управление определено как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, включая: планирование, организацию, мотивацию и контроль.

В основе школы количественных методов управления лежит положение о том, что управленческая деятельность представляет собой логическую последовательность действий, которые можно формализовать и на их основе построить соответствующий алгоритм. А это значит, что в управлении необходимо применять математические методы с использованием компьютеров и компьютерных технологий.

Все эти направления и подходы широко применяются во многих областях социальной практики, в том числе и в сфере большого спорта

В основе поведенческого направления лежит положение о том, что деятельность человека определяется целым рядом факторов: прямых и косвенных, общих и специфических, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

Поведенческое направление включает в себя две школы: человеческих отношений и поведенческих наук.

Школа человеческих отношений утверждает, что простые, нормальные отношения, не требующие материальных затрат, не позволяют целенаправленно готовить спортсменов высокого международного класса. На это влияют:

• взаимоотношения ”начальник — подчиненный“;

• стиль руководства;

• способы организации групповой деятельности;

• межличностные отношения в группе, команде, организации.

Школа поведенческих наук утверждает, что существует целый ряд факторов психологической и социально-психологической природы, которые влияют на поведение человека именно в групповой, совместной деятельности, повышая или снижая активность человека. К таким факторам относятся:

• социально-психологический климат в группе (команде, организации);

• групповая сплоченность;

• групповые интересы, цели, мотивы;

• статус человека в группе, команде, организации;

• традиции организации, их формирование, поддержание и т.д.

Системное направление в менеджменте рассматривает объект, процесс и субъект управления как сложные системы, которые состоят из множества взаимосвязанных элементов. В нем выделяют три подхода: системный, процессный и ситуационный.

Системный подход расценивает любую организацию как систему открытого типа, которая обменивается материалами, энергией, информацией с окружающей средой. Закрытые системы, в которых не происходит или существенно ограничен обмен с внешней средой, подвержены энтропии, т.е. прекращению существования.

Процессный подход в менеджменте рассматривает управление как систему непрерывных функций, взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга.

Для того чтобы эффективно применять подходы и принципы ситуационного подхода, руководитель должен:

• Быть хорошо знаком со сферой профессионального управления и руководства, понимать их специфику и особенности применения в конкретных реальных ситуациях.

• Знать сильные и слабые стороны управленческих технологий, методов, подходов.

• Предвидеть последствия применяемых методик, учитывать взаимовлияние и взаимосвязь всех компонентов управляемой системы.

• Правильно интерпретировать конкретную ситуацию, выделять наиболее существенные (критические) факторы и компоненты (переменные).

• Связывать конкретные приемы и методы управленческих воздействий с конкретными практическими ситуациями.

Материалы к семинарскому занятию ”Направления менеджмента и их характеристика“

1) Назовите отличительные черты поведенческого и рационалистического направлений в менеджменте?

2) Какие элементы входят в понятие ”профессиональное управление“ применительно к тренеру?

3) Объясните специфику управленческой деятельности тренера и объект его управления?

4) В чем заключается специфика применения поведенческого направления менеджмента в физической культуре и спорте?

5) Что необходимо для эффективного применения ситуационного подхода в подготовке спортсменов?

6) Опишите в виде системы тренировочный процесс в спорте и охарактеризуйте его компоненты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: