Детерминизм и индетерменизм

Детерминизм

Методологический принцип детерминизма является одновременно и

основополагающим принципом философского учения о бытии. Сам термин

"детерминация" происходит от латинского determine (определяю) и может быть

расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире

другими вещами и явлениями. Зачастую вместо предиката "определяемость" в

эту формулировку подставляют предикат "обусловленность", что придает самой

формулировке двусмысленность, ибо создается впечатление, что

детерминирующие факторы таким образом сводятся только к условиям, хотя

последние при всей своей значимости являются лишь одним из этих факторов.

Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную

взаимосвязь и взаимодействие явлений в окружающем мире, особенно выделяется

причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa — причина), связь,

знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практической

и научной деятельности. Поэтому именно причина выступает важнейшим

элементом системы детерминирующих факторов. И все же принцип детерминизма

шире принципа каузальности: кроме причинно-следственных связей он включает

в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь состояний,

целевую детерминацию и т.д.).

В истории философии известны два вида индетерминизма:

1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий

причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и

возможность ее субъективистского истолкования.

2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный

характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость,

закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это

значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие,

подобно иным категориям детерминации, суть лишь априорные, т.е. полученные

не из практики, формы нашего мышления. Многие субъективные идеалисты

объявляют употребление этих категорий "психологической привычкой" человека

наблюдать одно явление следующим за другим и объявлять первое явление

причиной, а второе следствием. Разумеется, подобная "привычка" (ошибка)

нередко встречается, на что обращает наше внимание элементарная логика,

именуя эту ошибку следующим образом: Post hoc ergo propter hoc — "после

этого значит по причине этого". Но ведь дело не в ошибках отдельных людей.

Дело в том, что наши понятия "причина", "следствие" и т.п. почерпнуты из

познания самой объективной действительности, в которой причинно-

следственные связи и другие виды детерминации реально существуют.

Вполне понятно, что открытие статистических (вероятностных)

законов было использовано индетерминистами для новых, более

аргументированных попыток опровержения детерминизма. Здесь происходило

примерно то же, что отмечалось и на других участках философского фронта в

связи с проникновением в этот странный, необычный внутриатомный мир:

подобно тому обнаружение непонятных и необъяснимых с позиций классической

науки черт этого мира породило и тезис об исчезновении причинности. На

самом же деле исчезли не материя и причинность, а тот предел, до которого

мы знали их, наши представления о материи и причинности стали шире и

глубже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: