Научная картина мира постнеклассического типа рациональности. В основе постнеклассической научной картины мира лежит принятие принципиальной возможности объединения ранее считавшихся несогласуемыми (в классической науке) или плохо согласуемыми (в неклассике) представлений о реальности: живой природе, неживой природе и социальном мире. Обозначенные составляющие объединяются в постнеклассике при помощи принципа системного эволюционизма, предполагающего единение принципов системности и эволюционного подхода.
Обоснование системного эволюционизма обеспечили три основные концепции: теория нестационарной Вселенной, синергетика, теория Пригожина, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.
Идеалы и принципы постнеклассической науки. Изменяется взгляд на объект познания. Предмет рассматривается во внутренней плюральности и негомогененности. Еще одним принципом постнеклассической науки становится принцип холономности (целое равно не сумме частей, но часть может отражать или даже быть больше целого). В психологии эта идея находит свое преломление в трансперсональной психологии. Принципом постнеклассической науки является принцип «допустимо все», впервые объективизированный П.Фейерабендом. Например, в современной физике это выражается в допустимости сопоставления и использования идей разных времен и разных культур. В психологии этот принцип проявляется в современной практической психологии, выстраиваемой при помощи эклектичного использования методик из различных психологических направлений, а также использование религиозных подходов.
|
|
Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»
Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)
Синергетика, базирующаяся на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому, и при этом появляется новая уровневая организация элементов системы и их саморегуляция.
Воздействие субъекта познания на такого рода системы может стать тем "небольшим случайным воздействием", которое обусловит необратимый (и нежелательный для исследователя) переход системы с одного уровня организации на другой.
Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии и физике.
Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.
Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера (глобальная экология), медикобиологические и биотехнологические (генная инжерения) объекты и т.д.
|
|
При изучении такого рода сложных систем идеал ценностно-нейтрального исследования неприемлем.
Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональными и внерациональными познавательными формами.
Космология как научная дисциплина.
Теория эволюции Вселенной способствует появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности.