Неклассическая методология в психологии (психодинамическое направление, культурно-историческая психология, экзистенциально-феноменологическая психология)

Психодинамическое направление в психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский
опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во
взрослом возрасте. Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не
является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя
сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.
Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные
формы психотерапии.

Культурно-историческая психология (КИ-психология) — направление в психологических исследованиях, заложенное Львом Выготским в конце 1920-х годов и развиваемое его учениками и последователями как в России, так и во всём мире.

Преодолевая дуализм между психикой, понимаемой сугубо индивидуалистически, и внешним миром, представители школы Выготского постулируют приниципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознания человека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования (опосредствование, mediation) и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. Основой культурно-исторической теории Л.С.Выготского является учение о знаковой организации психики человека. Например, память не фиксирует происходящее подобно фотоаппарату и магнитофону, а имеет опосредованную структуру, элементами которой являются различные мнемотехнические приемы и средства, т.е. особые коды (знаки), выработанные в ходе эволюции человечества и усваиваемые каждым человеком в ходе его психического развития. Эти знаки вырабатываются в истории народа и фиксируются в его культуре. Они передаются от поколения к поколению благодаря системе воспитания, культурации индивида. Знаки всегда опосредуют отношения людей (например, речь, мимика, жесты и т.д.) и даже человека к самому себе. Когда человек пытается овладеть своим поведением, а значит, овладеть своей психикой, то он в это время «изготавливает» особый знак, который затем выступает в качестве средства организации действия по овладению человеком своей психикой.

Фундаментом экзистенциально-феноменологического подхода в социальной психологии являются онтологический плюрализм, а так же философский экзистенциализм и феноменология, создающие необходимые основания для критики естественнонаучного подхода, доминирующего во многих направлениях психологический исследований.

Феноменология изучает феномены в порядке прояснения того, как переживается человеком объектный мир и как он представлен в нашем сознании. Так, например, феноменология пытается более адекватно понять человеческие состояния, в том виде как они проявляются в условиях жизненных переживаний. Экзистенциальный аспект феноменологии основывается на идее о том, что содержанием человеческого бытия является его существование, которое, как это следует понимать, обнаруживается в неизбежном процессе отношений или движения от бытия, в конечном счете, приводящего к небытию. Взятая в контексте психологии, «экзистенциально-феноменологическая психология … превратилась в психологическую дисциплину, которая ищет объяснения сущности, структуры или форм как человеческой жизнедеятельности, так и человеческого поведения, как обнаруживаемых посредством описательных по своей сути техник, включающих дисциплинированную рефлексию». У истоков формирования экзистенциально-феноменологического подхода, а точнее исследования уникальности индивидуального само- и мировосприятия стояло много выдающихся психологов, особе место среди которых занимают WilliamJames, GordonAllport, KurtLewin и KarlRogers.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: