(семья с взрослыми детьми).
На этой стадии жизненного цикла семьи существует значительное разнообразие форм отношений родителей с взрослыми детьми. Дети могут проживать вместе с родителями, не имея собственной семьи, что особенно характерно для российского общества в отличие от западного, где завершение школьного образования является достаточным поводом для фактического отделения молодого взрослого от семьи, отделения как минимум территориального, а в значительном ряде случаев — и финансово-экономического. Взрослые дети могут проживать отдельно от родителей — если уезжают на учебу в другой город или снимают жилье, стремясь к долгожданной самостоятельности и автономии и утверждая свой взрослый статус. Они могут состоять в браке или оставаться холостыми, незамужними. Отличительной особенностью данной стадии жизненного цикла семьи являются прекращение выполнения супругами функции воспитания детей и сохранение ими профессиональной и социальной активности.
• Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами.
|
|
Задачи:
•реконструкция семейной системы как диады;
•формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу взрослый—взрослый;
•включение в семейную систему новых членов (жены сына или мужа дочери, внуков);
•освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;
•повышенная забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей.
Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется завершение выполнения воспитательной функции, отделением взрослых детей и необходимостью новой перестройки семейной системы, где на первый план вновь спустя много лет выступают собственно супружеские отношения. Перед супругами, как и в начале жизненного цикла, возникает задача построения отношений в рамках диады. Доминирование родительского плана отношений на протяжении предшествующих стадий при отделении взрослых детей нередко приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, обесцениванию семьи и охлаждению супружеских отношений (утрачена общая цель — воспитание детей). Деструктивным выходом из кризиса, обусловленного отделением взрослых детей, становятся попытки вторжения родителей в семью взрослых детей с претензиями на главенство и неформальное лидерство, или по меньшей мере стремление стать незаменимым членом образовавшейся новой семьи, узурпировав, например, роль воспитателя детей.