Тема: Правила написания исследовательской программы

Текст программы должен содержать:

1) Постановку проблемы

2) Ключевые понятия

3) Объект исследования

4) Цель и задачи исследования

5) Основные гипотезы исследования

6) Основные литературные источники

7) Методы сбора и анализа данных

8) Ожидаемые результаты.

Нет ничего более сложного, чем постановка проблемы.

Необходимо разделять социальную проблему и исследовательскую проблему.

Исследовательские проблемы:

Гносеологическая. Знание о «незнании», противоречие между теорией и практикой.

Предметная. Явления и процессы, вызывающие беспокойство.

Направления исследования: теоретико-прикладные исследования (цель - разработка новых подходов к изучению, интерпретации и объяснению социальных явлений), прикладные социологические исследования (цель - практическое решение социальных проблем).

Дюркгейм. «Самоубийство».

Теория: причиной самоубийства являются климатические, географические, психологические и психопатические причины.

Реальность: никакой статистической зависимости между климатом, национальными и психологическими особенностями человека нет.

Проблема: какие социальные причины могут объяснять самоубийство?

Голдтроп. «Социальная структура американского общества».

Теория: классовая социальная структура.

Реальность: понятие класс в американском обществе не работает.

Проблема: что является структурной единицей американского общества? Чем вызвана стратификация американского общества?

Уорнер. «Живые и мёртвые».

Теория: коллективная жизнь любого сообщества поддерживается общей символической основой. Единство символических значений объектов опыта связывает разные поколения и обеспечивает преемственность социальной жизни человеческого коллектива.

Проблема: как организована символическая жизнь современного американского общества?

В. Ядов, А. Здравомыслов. «Человек и его работа».

Теория: марксистская теория труда.

Проблема: соответствует ли марксистская теория реальности, которая существует в Советском Союзе.

Что же такое «исследовательская проблема»? Это несоответствие наших знаний об этом объекте, противоречие в понимании, нестыковка интерпретации.

Социологическое воображение.

Тот, кто обладает социологическим воображением, способен понимать, какое влияние оказывает действие исторических сил на внутреннее состояние и жизненный путь людей.

Понимание того, что человек может постичь приобретённый жизненный опыт и выверить собственную судьбу только тогда, когда определит своё место в контексте данного времени, что он может узнать о своих жизненных шансах только тогда, когда поймёт, каковы они у тех, кто находится в одинаковых с ним условиях.

3 группы вопросов.

Что представляет собой структура общества в целом? Каковы её основные элементы и взаимоотношения между ними? Чем структура изучаемого общества отличается от других типов социального порядка?

Какое место занимает данное общество в человеческой истории? Каковы механизмы его изменения?

Какие социальные типы преобладают в данном обществе, и какие будут преобладать?

«Личные трудности» и «Общественные проблемы».

Личные трудности обусловлены характером индивида и его взаимоотношениями с другими.

Общественные проблемы выходят за пределы окружения индивида. При их возникновении под угрозой оказываются ценности, разделяемые различными слоями общества.

Исследовательская проблема возникает тогда, когда исследователь сталкивается с препятствием, которое он не может с лёгкостью преодолеть или обойти.

Должно быть что-то неожиданное, удивительное, неочевидное. Нужен вопрос, на который мы не в состоянии дать незамедлительный ответ.

14.12.2011.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: