Текст программы должен содержать:
1) Постановку проблемы
2) Ключевые понятия
3) Объект исследования
4) Цель и задачи исследования
5) Основные гипотезы исследования
6) Основные литературные источники
7) Методы сбора и анализа данных
8) Ожидаемые результаты.
Нет ничего более сложного, чем постановка проблемы.
Необходимо разделять социальную проблему и исследовательскую проблему.
Исследовательские проблемы:
Гносеологическая. Знание о «незнании», противоречие между теорией и практикой.
Предметная. Явления и процессы, вызывающие беспокойство.
Направления исследования: теоретико-прикладные исследования (цель - разработка новых подходов к изучению, интерпретации и объяснению социальных явлений), прикладные социологические исследования (цель - практическое решение социальных проблем).
Дюркгейм. «Самоубийство».
Теория: причиной самоубийства являются климатические, географические, психологические и психопатические причины.
Реальность: никакой статистической зависимости между климатом, национальными и психологическими особенностями человека нет.
|
|
Проблема: какие социальные причины могут объяснять самоубийство?
Голдтроп. «Социальная структура американского общества».
Теория: классовая социальная структура.
Реальность: понятие класс в американском обществе не работает.
Проблема: что является структурной единицей американского общества? Чем вызвана стратификация американского общества?
Уорнер. «Живые и мёртвые».
Теория: коллективная жизнь любого сообщества поддерживается общей символической основой. Единство символических значений объектов опыта связывает разные поколения и обеспечивает преемственность социальной жизни человеческого коллектива.
Проблема: как организована символическая жизнь современного американского общества?
В. Ядов, А. Здравомыслов. «Человек и его работа».
Теория: марксистская теория труда.
Проблема: соответствует ли марксистская теория реальности, которая существует в Советском Союзе.
Что же такое «исследовательская проблема»? Это несоответствие наших знаний об этом объекте, противоречие в понимании, нестыковка интерпретации.
Социологическое воображение.
Тот, кто обладает социологическим воображением, способен понимать, какое влияние оказывает действие исторических сил на внутреннее состояние и жизненный путь людей.
Понимание того, что человек может постичь приобретённый жизненный опыт и выверить собственную судьбу только тогда, когда определит своё место в контексте данного времени, что он может узнать о своих жизненных шансах только тогда, когда поймёт, каковы они у тех, кто находится в одинаковых с ним условиях.
|
|
3 группы вопросов.
Что представляет собой структура общества в целом? Каковы её основные элементы и взаимоотношения между ними? Чем структура изучаемого общества отличается от других типов социального порядка?
Какое место занимает данное общество в человеческой истории? Каковы механизмы его изменения?
Какие социальные типы преобладают в данном обществе, и какие будут преобладать?
«Личные трудности» и «Общественные проблемы».
Личные трудности обусловлены характером индивида и его взаимоотношениями с другими.
Общественные проблемы выходят за пределы окружения индивида. При их возникновении под угрозой оказываются ценности, разделяемые различными слоями общества.
Исследовательская проблема возникает тогда, когда исследователь сталкивается с препятствием, которое он не может с лёгкостью преодолеть или обойти.
Должно быть что-то неожиданное, удивительное, неочевидное. Нужен вопрос, на который мы не в состоянии дать незамедлительный ответ.
14.12.2011.