Тема: Правила написания исследовательской программы. Тема для работы: политическая активность студенчества в России

Тема для работы: политическая активность студенчества в России.

Работа: обзор литературы, постановка цели и задач.

Как сформулировать цель и задачи?

Сформулировать цель - значит, изложить исследовательскую проблему в одном предложении.

Сформулировать задачи - значит, разбить цель на пять-шесть операционных подцелей.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, теоретико-познавательный и практически-прикладной.

Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Теоретико-прикладные исследования.

· Обзор литературы;

· Уточнение ключевых понятий;

· Формулировка гипотез, которые опираются на теоретические конструкции;

· Формулируем «модель» изучаемого процесса;

· Выбираем объект социологического исследования.

Прикладные исследования.

· Выбирается объект исследования;

· Формулируются практические задачи, которые подлежат практическому решению;

· Изучения литературы для поиска типового решения;

· Гипотеза прикладного исследования строятся как различные варианты «прочтения» типовых решений применительно к конкретным условиям.

Nota bene!

· Очень важно различать программные задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развёртывания, в том числе и методические;

· Существуют основные и дополнительные исследовательские задачи;

· Основные задачи отвечают основной установке исследования;

· Дополнительные - решают побочные вопросы, проверяют дополнительные гипотезы, решают методические вопросы.

Интерпретация и операционализация основных понятий.

· Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией;

· Определение понятий через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков - операционализацией.

Последовательность действий для операционализации понятий.

· Анализ литературы;

· Создание «образа» понятия;

· Описание свойств «образа»;

· Выбор показателей для каждого свойства (операционализация).

· Построение индексов для измерения показателей.

Объект социологического исследования.

· Объект исследования - это носитель социальной проблемы.

· Это могут быть:

o Конкретные люди (группа, коллектив, слой, класс)

o Социальные явления и процессы (общественное мнение, отношение людей к какой-либо общественной проблеме, социальная стратификация, социализация, миграция).

o Состояние социального объекта (например, моды, подготовленности или готовности социальной группы к осуществлению какой-либо деятельности).

Предмет социологического исследования.

· Предмет исследования - это то, что изучается в объекте, то есть на что направлено изучение, те свойства и стороны объекта, которые отражают определённую проблему.

· Это могут быть:

o Социальные явления и процессы, если объектом выступают конкретные социальные общности;

o Степень выраженности свойств, характеристик, структура социальных явлений и процессов, общность людей и т.п.

Радаев. «Как организовать и представить социологический проект».

Следует ли расширять объект исследования? Нет, нужно всячески его сужать и ограничивать - тематически, хронологически и территориально.

Объект исследования - безработица.

· Территориальные рамки.

· Хронологические рамки.

· Временной срез (5 лет, 10 лет и т.д.).

· Специфицировать изучаемые группы.

· Предмет исследования.

18.01.2012.

Александр Владимирович Лисовский.

sliss@hse.spb.ru

Формы постижения истины.

· Веры или мифы

· Эксперты, авторитеты, колдуны

· Общепринятые нормы и стереотипы

· Литература и искусство

· Наука

o Рациональная система сбора, анализа, представления данных.

Можно почитать: Эдуард Кочергин: Ангелова кукла; Крещённые крестами; Алексей Иванов: Географ глобус пропил; Общага-на-крови; Наринэ Абгарян: Манюня; Манюня пишет фантастичыскый роман.

1) -

2) +

3) +

4) -

5) -

25.01.2012

Механизм достаточного основания поведения.

Социологическое исследование - систематический, соответствующий научным принципам сбор, анализ и представление данных.

MENSA.

Spurious

Корреляция - совместное изменение двух переменных.

Каузальность - причинная связь. Каузальные связи - такие связи, когда одна или несколько переменных влияют на другую переменную, изменения одной переменной приводят к изменению другой.

Номотетический подход: поиск обобщённых причин для широкого круга явлений.

Идеографический подход: глубокое объяснение отдельного, особого явления.

Интеракция - взаимодействие.

Типы переменных.

Независимая: переменная, вызывающая изменения.

Зависимая: переменная, которая меняется (то, как именно, зависит от независимой переменной).

Научные задачи, решаемые социологией.

Получение фактов. Что произошло?

Сравнительные исследования. Везде ли это произошло?

Исследования развития (developmental). Всегда ли так было?

Теоретические вопросы. Что является причиной данного явления?

Практические/прикладные задачи

Просвещение - вводные курсы социологии

Опровержение распространённых заблуждений

Идентификация неочевидных для общества социальных проблем

Практические рекомендации и решение проблем (отраслевые социологии: промышленная, юридическая и т.п.).

01.02.2012

Надёжность, валидность.

Retest - хороший способ проверки надёжности.

Валидность - способность инструмента измерять именно наш концепт так, как нам нужно.

08.02.2012.

Внешняя валидность.

Репрезентативность.

Способность обобщать наблюдения и выводы.

Возможность распространять данные, полученные на ограниченной выборке, на более широкие социальные слои.

15.02.2012


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: