Влияние факторов на привлекательность предпринимательской деятельности

В ходе вторичного исследования была поставлена задача – сравнить факторы привлекательности предпринимательства в различных группах. В рамках данной задачи были сформулированы гипотезы №3,4.

Гипотеза №3: «Предприниматели крупных промышленных центров и г.Перми в большей степени ориентированы на «достижительный тип», нежели представители остальных территорий края

Таблица 3

Ориентация на тип предпринимателей в зависимости от места жительства (в абсолютных числах и % от числа опрошенных по месту жительства).

  Типы
смешанный достижительный вынужденный
Место жительства краевой центр      
52,8% 25,1% 22,1%
крупные промышленные центры      
49,2% 33,3% 17,5%
исторические промышленные центры      
50,0% 22,3% 27,7%
этнические поселения      
57,0% 15,6% 27,3%
депрессивные территории      
57,0% 14,9% 28,1%
райцентры      
45,8% 35,4% 18,8%
райцентры сырьевой направленности      
45,8% 23,3% 30,8%

Статистическая значимость по хи-квадрат Пирсона=0,009

Кфи=0,009

Vкрамера=0,009

Анализируя таблицу № 3, можно сказать, что полученное распределение по типам в зависимости от места жительства достаточно закономерно, но большинство предпринимателей из райцентров ориентированы на «достижительный тип» 35,4%, нежели на «вынужденный» 18,8%, райцентры не совсем благоприятная среда для процветания в предпринимательстве и лишь немногие стремятся реализовать себя в данном виде деятельности, можно предположить, что как раз эта часть респондентов ведет активную деятельность, отсутствие конкуренции позволяет данной части предпринимателей добиваться, стремиться и реализовывать свой потенциал, также причиной тому служит пассивная политическая позиция в отношении сельских поселений - это и свидетельствуют тому, что большая часть респондентов самостоятельны и независимы по данному месту жительства, можно сказать, что они просторны для инициативы, поскольку слабый властный контроль.

Таблица 4

Ориентация на тип предпринимателей в зависимости от места жительства (в абсолютных числах и % от числа опрошенных по месту жительства).

  Место жительства
Пермь и крупные промышленные центры Остальные территории края
типы смешанный    
51,9% 51,4%
достижительный    
27,4% 21,8%
вынужденный    
20,7% 26,9%

Статистическая значимость по хи-квадрат Пирсона=0,03

Кфи=0,03; Vкрамера=0,03

Исходя из таблицы №4 можно сказать, что ориентированы на «достижительную» мотивацию в большей степени предприниматели из крупных городов, тем самым для них данный вид деятельности более привлекателен, и в меньшей степени на «вынужденный тип», но различия не значительно высоки, можно сказать, что фактор места жительства не является влияющим при ориентации на тип предпринимателей, так как распределение получено почти закономерно.

Таблица 5

Ориентация на тип предпринимателей в зависимости от места жительства и материального положения (в абсолютных числах и % от числа опрошенных по месту жительства).

Материальное положение Типы Место жительства
Пермь и крупные промышленные центры Остальные территории края
Не благополучное Статистическая значимость по хи-квадрат Пирсона=0,547 Кфи=0,054; Vкрамера=0,054 смешанный    
52,7% 47,7%
достижительный    
18,6% 18,4%
вынужденный    
28,7% 33,9%
Благополучное Статистическая значимость по хи-квадрат Пирсона=0,34 Кфи=0,061; Vкрамера=0,061 смешанный    
51,7% 53,6%
достижительный    
30,8% 25,8%
вынужденный    
17,5% 20,7%

Анализ таблицы №5: Для выявления различий был добавлен фактор материального положения, но он не оказался значимым в выявлении противоречий между типами предпринимателей, распределение типов предпринимателей исходя из места жительства с добавлением нового фактора также было получено закономерным. Однако предприниматели крупных городов, чье материальное положение благополучнее в большей степени ориентированы на «достижительный» тип 30,8%, нежели с менее благополучным 18,6%, можно сказать, что материальное положение влияет в большей степени, чем место жительства, поскольку сама деятельность предполагает наличие капитала, постоянные вклады, развитие и перспективность деятельности, только тогда можно ориентироваться на самореализацию, при отсутствии благополучия в материальном плане предприниматель будет ориентирован на более пассивные стратегии поведения. Выяснилось, что ориентация на тип предпринимателей не зависит от места жительства, личный доход более влияет на различия между типами, нежели экономическая ситуация в типе поселения.

Таблица 6

Отношения к власти в зависимости от места жительства (в абсолютных числах и % от числа опрошенных по месту жительства).

  Место жительства
Пермь и крупные промышленные центры Остальные территории края
отношение к власти нуждаются    
53,8% 56,0%
не нуждаются    
46,2% 44,0%

Статистическая значимость по хи-квадрат Пирсона=0,5

Кфи= -0,21; Vкрамера=0,21

Исходя из таблицы №6, можно сделать вывод, что место жительства не влияет на отношение к власти.

Таблица 7

Отношения к власти в зависимости от места жительства и вида деятельности предпринимателей(в абсолютных числах и % от числа опрошенных по месту жительства).

Вид деятельности Отношение к власти Место жительства
Пермь и крупные промышленные центры Остальные территории края
Торговля хи-квадрат Пирсона=0,142 нуждаются    
49,0% 55,0%
не нуждаются    
51,0% 45,0%
Медицина хи-квадрат Пирсона=0,758 нуждаются    
66,7% 66,7%
не нуждаются    
33,3% 33,3%
Бытовые услуги хи-квадрат Пирсона=0,116 нуждаются    
37,5% 61,5%
не нуждаются    
62,5% 38,5%
Туризм хи-квадрат Пирсона=0,417 нуждаются    
66,7% 100,0%
не нуждаются    
33,3% 0,0%

Исходя из данных таблицы №7 видно, что различия по нужде во власти в зависимости от типа поселения имеют различия лишь по двум отраслям - бытовые услуги и туризм, относительно тех, кто специализируется на бытовых услугах, во власти в большей степени нуждаются предприниматели из мелких или слаборазвитых территорий края 61,5% нежели из крупных поселений 37,5%, а не нуждаются во власти в данной отрасли большая часть представителей крупных поселений 62,5% против 38,5%, в отношении туризма аналогичная ситуация, предприниматели, кто занимается туризмом, 100% нуждаются во власти и они из остальных территорий края, а из крупных поселений 66,7%, и не нуждаются во власти в отрасли туризма в большей степени представители крупных поселений. Можно сделать вывод, что в мелких поселениях для развития бизнеса предпринимателям необходима поддержка во власти в большей степени, чем в крупных территориях Пермского края, представители крупных центров более самостоятельны и независимы в отношении развития бизнеса в отраслях бытовых услуг и туризма.

Таблица 8

Оценка перспектив в зависимости от места жительства (в абсолютных числах и % от числа опрошенных по месту жительства).

  Место жительства
Пермь и крупные промышленные центры Остальные территории края
Оценка своих перспектив предпринимательской деятельности как весьма благоприятные    
49,8% 39,1%
изменений не предвидится    
42,9% 39,1%
как весьма неблагоприятные    
4,3% 10,4%

Статистическая значимость по хи-квадрат Пирсона=0

Кфи= 0; Vкрамера=0

Исходя из таблицы № 8 можно заметить, что предприниматели крупных поселений оценивают свои перспективы более благоприятными 49,8%, нежили представители остальных территорий края 39,1%, стабильность положения предпочтительно у предпринимателей крупных поселений, но различия не значимы, неблагоприятным перспективам дают оценку в большей степени предприниматели мелких поселений 10,4%, нежели крупных территорий Пермского края 4,3%. Можно сделать вывод, что в крупных территориях края более реалистично развиваться в предпринимательской деятельности, нежели в остальных территориях, поскольку крупные центры так или иначе располагают естественной конкуренцией, одобрением государства тех или иных бизнес -проектов и обеспечивают поддержкой частный бизнес для развития края и т.д.. В остальных же территориях почти бесперспективно, а если же имеет место быть, то у тех частников, которые придерживаются активной позиции, имеют определенные гарантии и защиту личного бизнеса.

На основании полученных таблиц №3,4,5,6,7,8 можно сделать вывод что гипотеза №3 «Предприниматели крупных промышленных центров и г.Перми в большей степени ориентированы на «достижительный тип», нежели представители остальных территорий края.» подтверждается частично, в случае когда различия не значительны и в отношении оценки перспектив, а также в случаях когда в совокупности с типом поселения влияют личностные и профессиональные характеристики предпринимателей, в остальном гипотеза не нашла подтверждения, было выявлено равномерное распределение и получена статистически слабая связь.

2.Гипотеза №4: «Достижительный тип» более адаптирован к социально-экономическим условиям жизни, нежели «вынужденный тип».

Таблица №9

Адаптация к социально-экономичиским условиям жизни у разных типов предпринимателей (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждом типе).

  типы Хи-квадрат
достижительный вынужденный  
Адаптация к социально-экономическим условиям жизни наемный работник     0,093
10.7% 6.4%
бедняк     0,535
4.3% 5.5%
собственник      
32.6% 17.0%
акционер 4 1 0,175
1.7% 0.4%
эксплуатируемый     0,087
2.1% 5.1%
партнер     0,001
18.5% 8.1%
новый русский 4 0 0,044
1.7% 0.0%
новый бедный     0,085
10.7% 16.2%
представитель среднего класса 125 136 0,419
53.6% 57.9%

Допускалась возможность выбора несколько вариантов ответа, поэтому сумма ответов больше 100%.

Исходя из таблицы № 8 видно, что большинство предпринимателей 2-я часть ответивших независимо от типа считают себя представителями среднего класса, относят себя к акционерам, эксплуатируемым и новым русским среди «достижительного» типа предпринимателей - меньшинство 10-я часть ответивших по 2%, «вынужденный» тип в меньшей степени считает себя акционером 0,4% и новым русским 0%. Следовательно, предприниматели, так или иначе, ощущают себя стабильными в отношении данного вида деятельности и устойчивыми в отношении материального и жизненного благополучия. Различия по типам в большинстве случаях статистически не значимы, однако есть противоречия относительно восприятия себя как собственника и партнера, в отношении ощущения себя как собственника, «достижительный» тип более адаптирован 32,6%, нежели «вынужденный» 17,0%, и при оценке себя как партнера, также «достижительный» тип более адаптирован 18,5% против 8,1% респондентов. Можно сделать вывод, что те, кто адаптирован в роли предпринимателя, а именно пребывают в постоянном стремлении к самореализации, независимости, проявлении индивидуализации, жажде нового, также и адаптированы к социально-экономическим условиям жизни.

Таблица №10

Адаптация к социально-экономичиским условиям жизни у разных типов предпринимателей (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждом типе).

  типы
достижительный вынужденный
Поведенческая адаптация к рынку вы никак не можете приспособиться к нынешней жизни    
4,9% 4,5%
вы свыклись с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, жить, ограничивая себе в большом и малом    
9,1% 9,8%
вам приходиться "вертеться", хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимые условия жизни    
32,5% 65,7%
вам удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего в жизни    
51,9% 18,0%

Статистическая значимость по хи-квадрат Пирсона=0

К гамма = - 0,156

Исходя из таблицы №9 видно, что те, кто не смог приспособиться или свыклись с условиями жизни по типам распределены равнозначно и их всего лишь 10-я и 20-я часть от числа опрошенных в каждом типе, однако те, кто хватаются за любую возможность и тем кому удается использовать новые возможности большая часть, но ориентированные на «вынужденный» тип пытаются «вертеться» в большей степени 65,7 %, нежели «достижетильный» тип 32,5 %, однако они находятся лишь в процессе адаптации к условиям жизни, а вот удалось добиться большего в жизни больше «достижительному» типу предпринимателей 51,9% против 18% респондентов, данное распределение говорит о том, что «достижительный» тип более адаптирован к социально-экономическим условиям жизни. Можно сделать вывод, что на стадии становления адаптации «вынужденный» тип, более адаптирован, поскольку действительно им приходится вертеться, так как выбор пал на данный вид деятельности, но раз в роли предпринимателя они не адаптированы, то и в результате их адаптация к жизни ниже, чем у «достижительного» типа предпринимателей.

Таблица №11

Адаптация к социально-экономичиским условиям жизни у разных типов предпринимателей в зависимости от уровня образования (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждом типе).

Уровень образования Типы вы никак не можете приспособиться к нынешней жизни вы свыклись с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни вам приходиться "вертеться", хвататься за любую возможность вам удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего
Среднее (неполное, общее, начальное профессиональное, специальное) Хи-квадрат Пирсона=0 Достижительный        
6,0% 17,0% 39,0% 37,0%
Вынужденный        
6,4% 12,1% 66,5% 13,9%
Высшее и незаконченное высшее Хи-квадрат Пирсона=0 Достижительный        
4,3% 3,6% 27,9% 62,1%
Вынужденный        
0,0% 4,3% 65,2% 26,1%

Исходя из таблицы №11 видно, что никак не могут приспособиться большая часть респондентов со средним образованием даже если они ориентированы на «достижительную» мотивацию, 6,4% против высшего 4,3%, свыклись с условиями также большинство со средним образованием 17% ориентированных на «достижительный» тип, против высшего 3,6%, приходится вертеться большей части предпринимателей ориентированных на «вынужденный» тип 66,5% и 65,2% независимо от уровня образования, а адаптированными к социально - экономическим условиям оказались представители высшего образования ориентированные на «достижительный» тип.

Можно сказать, что образование влияет на адаптацию к социально-экономическим условиям независимо от ориентации на тип предпринимателя, в условиях, когда чем ниже уровень образования, тем менее адаптирован предприниматель, а чем выше, тем более адаптирован уже относительно ориентации на «достижительный» тип. Также уровень образования не повлиял в том случае, когда адаптация находится на стадии развития, т.е. предпринимателям необходимо вертеться, хвататься за любую возможность, независимо от образования «вынужденному» типу это присуще, так как выбранная профессия располагает активной деятельностью, но поскольку в роли предпринимателя они не адаптированы, то им и не удается добиваться большего и использовать новые возможности.

Таблица №12

Адаптация к социально-экономичиским условиям жизни у разных типов предпринимателей (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждом типе).

  типы
достижительный вынужденный
Оценка бизнеса Успешен    
82,3% 79,9%
Не успешен    
5,3% 12,3%
На стадии развития    
12,3% 7,8%

Статистическая значимость по хи-квадрат Пирсона=0,007

Кфи= 0,007; Vкрамера=0,007

Исходя из таблицы №12, видно, что оценивают свой бизнес как неуспешный в большей степени «вынужденный» тип 12,3% нежели, те, кто ориентированы на «достижительную» мотивацию 5,3%. На стадии развития находятся, т.е. оценивают перспективной свою деятельность, также в большей степени «достижительный» тип предпринимателей 12,3% против 7,8%, что касаемо оценки своего бизнеса как успешного различия не значимы однако с небольшим отрывом преобладает также «достижительный» тип. Можно сказать, что «достижительный» тип более адаптирован к социально-экономическим условиям жизни, хоть и оценка является субъективной, но даже при этой субъективности «вынужденные» предприниматели не оценили свой бизнес успешным, это говорит о том, что действительно есть значимые проблемы, мешающие реализации своей деятельности, это в первую очередь связано с тем, что «вынужденный» тип не адаптирован в роли предпринимателя, а следовательно, и не адаптирован к социально - экономическим условиям жизни.

Таблица №13

Адаптация к социально-экономичиским условиям жизни у разных типов предпринимателей в зависимости от места жительства (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждом типе).

Место жительства Типы Оценка бизнеса
  успешен не успешен на стадии развития
Пермь и Крупные промышленные центры Хи-квадрат Пирсона=0,58 достижительный      
84,3% 2,6% 13,0%
вынужденный      
89,7% 6,9% 3,4%
Остальные территории края Хи-квадрат Пирсона=0,28 достижительный      
80,5% 7,8% 11,7%
вынужденный      
74,5% 15,3% 10,2%

Из данных таблицы № 13 видно, что независимо от ориентации на тип предпринимателей представители крупных поселений более адаптированы, не адаптированы большая часть представителей остальных территорий края «вынужденного» типа, а на стадии развития находятся представители «достижительного» типа крупных промышленных центров. Следовательно, тип поселения независимо от ориентации на тип предпринимателей частично влияет на адаптацию к социально-экономическим условиям жизни.

На основании таблиц № 9,10,11,12,13 можно сделать вывод, что гипотеза №4: «Достижительный тип» более адаптирован к социально-экономическим условиям жизни, нежели «вынужденный тип», находит свое подтверждение, за исключением одного, оказывается, тип поселения влияет на уровень адаптации, было выявлено, что «вынужденный» тип в этом случае более адаптирован.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: