Направления развития гражданского общества в России: стратегия и необходимые действия

Развивающееся российское общество многолико и разнообразно. Несмотря на далекие от тепличных условия, в которых на протяжении десятилетий оформлялись и заявляли о себе социальные и гражданские инициативы в России, поступательный процесс развития гражданского общества в стране не прерывался. Во многих случаях организации и институты гражданского общества уже сейчас вносят существенный вклад в развитие экономики, формирование и реализацию социальной политики, создание рабочих мест, защиту и восстановление нарушенных прав граждан, образование и воспитание молодежи.

Естественный, устойчивый путь гражданского общества - это развитие конкретных, местами даже приземленных социальных инициатив, включающих ясную связь с личным интересом участников и с их возможностями делать, а не говорить, добиваться результата собственными усилиями, а не ждать его от начальства.

Два ключевых критерия определяют направление развития страны.

Первый: как будет развиваться система власти в России, а именно, какими темпами будет укрепляться независимость ветвей власти друг от друга, включая и «четвертую власть» - СМИ. Второй: будет ли найдена и выбрана эффективная политика по линии «государство - гражданское общество».

В зависимости от их соотношения можно выделить три основных варианта развития гражданского общества.

Первый вариант: госконтроль и госпатернализм, доминирование государства во всех сферах жизни общества. При этом среди НКО (некоммерческие организации) будут развиваться только «помощники власти», но и их роль будет неизбежно ограниченной - ведь авторитарная власть по определению никому за своими пределами не доверяет и стремится все делать своими руками. Параллельно независимые НКО будут «выталкиваться» в сферу политического противостояния власти и пополнять тем самым ресурсы ее расшатывания.

Второй сценарий предполагает достаточно быстрое повышение эффективности государства, прежде всего - формирование независимой от исполнительной судебной власти (ее независимость должна быть очевидна прежде всего для граждан и организаций, которые к ней обращаются). При этом никаких специальных мер по поддержке институтов и организаций гражданского общества не предпринимается, они развиваются в условиях острой нехватки ресурсов и отсутствия механизмов заявления своих интересов. Не проводится и муниципальной реформы, местная власть остается фактически без собственных ресурсов и существует поэтому только в виде подчиненной части единого бюрократического механизма государства.

Наконец, третий сценарий основан на сочетании быстрого повышения эффективности государства и формирования системы поддержки развития гражданского общества. Этот сценарий требует большой отдачи как от государства, так и от структур гражданского общества.

Направления поддержки развития гражданского общества:

1. Ресурсное обеспечение.

Постановка стратегической задачи создания благоприятных условий для развития гражданского общества в России неотделима от обсуждения вопросов финансирования гражданских инициатив. Для политической активности населения нет необходимости поддерживать граждан финансами со стороны государства или других доноров.

2. Стимулирование частных доноров НКО и благотворителей.

Гражданское общество может выступать эффективным партнером власти и гарантом развития бизнеса только в том случае, когда его наиболее авторитетные организации независимы экономически от политических, административных или бизнес-интересов. Нужно помочь развитию нормальной ресурсной базы НКО - иначе неизбежно возникнет зона сервильности, когда вокруг власти размещаются свои, прикормленные общественники. Главным источником бюджетов гражданских и благотворительных организаций должны выступать частные средства.

3. Государственная поддержка гражданского общества.

Система государственной поддержки российских НКО должна быть построена на установившихся в мировой практике принципах. Бюджетные деньги должны перечисляться специально созданным общественно-государственным фондам. Эти фонды, в свою очередь, проводят открытые конкурсы на поддержку проектов или инфраструктуры НКО. Оценку проектов осуществляют независимые эксперты, а решения принимает правление, состоящее из людей с высокой репутацией, обеспечивающей независимость их позиции.

4. Участие НКО в исполнении государственного заказа на оказание социальных услуг.

Некоммерческие организации должны иметь возможность конкурировать с государственными и муниципальными учреждениями за госзаказ в таких сферах, как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие.

5. Поддержка инфраструктуры НКО.

Следует восстановить практику Народных домов, инфраструктура которых финансируется из бюджета. Такие Дома существовали в 90-е годы во многих городах, однако сейчас их осталось совсем немного.

6. Совершенствование правового регулирования.

Развитие законодательства о некоммерческих организациях и гражданском обществе в целом необходимо не только в силу собственно юридических проблем, лакун и коллизий. Налицо крупная политико-социальная проблема: модернизация правовой среды гражданского общества отстает от процессов его становления. Федеральные законы не предусматривают достаточно конкретных и надежных процедур практического разграничения коммерческой и некоммерческой деятельности, а также механизмов действенного поощрения последней. Нуждаются в усилении законодательные меры, направленные на практическое обеспечение конституционных прав граждан.

7. Информационное обеспечение работы некоммерческого сектора.

Как сложившимся НКО, так и инициативным группам по интересам важны доступ к уже зарекомендовавшим себя технологиям решения социальных проблем, освоение типовых моделей поведения в конфликтных ситуациях. В этой связи исключительно велико значение проектов, направленных на распространение лучших практик.

8. Гражданское образование.

Мало внимания уделяется в масштабах всей страны в целом развитию гражданского образования. Эта деятельность реализуется в основном усилиями отдельных НКО и не может обеспечить массовое просвещение граждан. Между тем именно через гражданское образование население получает навыки для реализации гражданской активности, учится ответственности и глубокому знанию конституционных прав.

9. Обеспечение участия общественности в принятии управленческих решений.

С учетом имеющегося опыта можно и нужно законодательно установить требования к организации взаимодействия власти и общественности, которые обеспечивали бы привлечение реально независимых и наиболее квалифицированных НКО и экспертов, гарантировали бы открытость дискуссии.

10. Развитие местного самоуправления.

Крупнейшим системным недостатком реформы полномочий власти является принижение статуса местного самоуправления, отсутствие возможности устанавливать собственные налоги и проводить понятную жителям-избирателям экономическую политику. Пересмотр принятой модели бюджетирования местного самоуправления является важнейшим на сегодняшний день условием развития гражданского общества в России.

11. Мониторинг гражданского общества.

Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний - перспективная задача. Движение от обсуждения отдельных профессиональных вопросов к разговору на темы, касающиеся всех, регулярное изучение динамики общественной среды, нужд и потребностей общественных организаций и граждан - те направления, которые, в свою очередь, приведут к правильному определению приоритетов и выработке эффективной политики по отдельным секторам.

12. Экспертиза и мобилизация ресурса экспертного сообщества.

Одним из основных инструментов продвижения интересов гражданского общества является экспертная активность. Такие независимые институты гражданского общества должны как прогнозировать социальное, экономическое и политическое развитие, так и ставить задачи, предлагать пути их решения. В перспективе нужна сеть аналитических центров, которые будут, в том числе вместе с Общественной палатой, работать над конкретными направлениями экспертной оценки секторальных политик и стратегии страны в целом.

13. Структура и самоорганизация некоммерческого сектора.

Эффективность и дееспособность гражданского общества определяется его структурой (тем, насколько зоны концентрации интересов граждан и проблемные для общества сектора «покрыты» сетью НКО и неформальных инициатив) и качеством организаций гражданского общества, их привлекательностью для граждан и востребованностью.

14. Голос гражданского общества.

Еще одной важной тенденцией в развитии гражданского общества становится все большая потребность в развитии механизмов всестороннего учета интересов и мнений гражданских структур.

15. Общественная палата.

Общественная палата будет в первую очередь добиваться действенности предлагаемых гражданским обществом инструментов социальных изменений и социального развития и усиления гражданского влияния в целом на принимаемые властью решения. Для этого структура, которая создана, не должна быть застывшей. Жизнь требует активнее использовать потенциал общественной поддержки Палаты при проработке вопросов повестки дня гражданского общества. Этот направленный в будущее процесс, который сегодня позволяет консолидироваться профессиональным, талантливым, серьезным людям, представляющим разнообразный спектр общественных организаций, и есть один из главных результатов деятельности Общественной палаты.

Реализация данных направлений будет способствовать становлению и эффективному функционированию гражданского общества.

Заключение

Процесс формирования гражданского общества в России может быть реализован только на основе встречного движения общества и госу­дарства. А это предполагает, что историческая перспектива встречного движения сил и воль государства и становящегося в стране гражданского общества к установлению между ними определенного баланса, ведуще­го к стабильности и устойчивому развитию страны, займет достаточно длительный период, в котором вполне могут быть как прорывы, в ре­шении этой проблемы, так и откаты. Мы никогда не должны забы­вать историю российских реформ, которые всегда осуществлялись сверху и которые никогда не завершались достижением поставленных целей и задач.

Но хочется верить, что крах либеральных реформ может стать на­чалом возрождения России на основе либерально-консервативных цен­ностей, в целом близких российскому менталитету. По существу мы уже наблюдаем формирование этой тенденции, которая пока неод­нозначно воспринимается в нашем обществе.

Эти ценности не могут быть чужды политически ответственной элите и гражданам любого современного государства, в том числе и России. Другое дело, что реальное освоение и осознание этих ценнос­тей предполагает сложный и продолжительный путь трудной деятельности государства и общества по превращению желаемого в действи­тельное. В стране должны возникнуть нравственные центры, в которых идеи служения народу и отечеству должны стать не только формальными базовыми ценностями их государствен­ной философии. Они должны войти в плоть и кровь каждого гражда­нина, стать ценностями всего российского народа. И это — не утопия. Этого требует ретроспективный взгляд на мировую политическую ис­торию с точки зрения целей и задач возрождения России. Великие дела вдохновляются великими идеями, которые реализуют великие созидатели, поднимающие на это священное дело свои народы. Это необходимый путь, через который должна пройти нынешняя Россия.

Безусловно, формирование гражданского общества в России есть важнейшее условие создания демократической политической сис­темы. И в этом направлении за трудные годы реформ в стране сдела­но очень немногое. Но важно понимать, что в России в силу ее ис­торических, социальных, геополитических и иных особенностей, а также в силу самой специфики российских трансформаций, осуществляемых в основном «сверху», тип гражданского общества будет и должен отличаться от его западноевропейских образцов.

В реальной политической практике в решении этой проблемы необходимо придерживаться не только принципов политической тео­рии, но и принципов политического прагматизма и здравого смысла, которые не противоречат и самой политической теории. Ведь полити­ка это не только и даже не столько наука, сколько искусство. Нужно использовать теоретические образцы и политические практики своих предшественников. Но в политике всегда надо помнить, что они воз­никали в иное время, в иных условиях, с иными народами и государ­ствами. Политическая мудрость правящего класса как раз и должна определяться его умением совмещать общее с особенным, обуслов­ленным спецификой страны, ее культуры, социальной и политической истории, реальным местом в мировом политическом сообществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: