Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован Бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
|
|
Ведомственная классификация расходов бюджетов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям. Эта классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевой использование.
В бюджетное законодательство с 2005 г. введено новое понятие «расходные обязательства», под которыми понимаются обязанности органов власти предоставлять физическим и юридическим лицам, органам власти средства соответствующего бюджета. Расходные обязательства для всех уровней власти устанавливаются Бюджетным Кодексом РФ.
Для расходов важна – их оптимизация (социальные расходы приоритетные, но – адресные; управленческие – можно сокращать, оптимизировать; расходы на науку должны расти, это важно в условиях НТР, т.к. эти расходы должны вести к росту ВВП, военные – можно не наращивать, но расходовать на улучшение качества вооружений и т.д. Часть расходов должна быть снята с бюджетов или существенно уменьшена, например, расходы на ЖКХ и т.д.
В современных условиях государство стремится реализовать концепцию повышения эффективности бюджетных расходов в рамках реформирования бюджетного процесса (с 2004 г). Суть: обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
Таким образом, увеличение доходной части бюджета, с одной стороны, и оптимизация расходной части, с другой, должно иметь целью балансирование государственного бюджета – равенство обеих частей бюджета.
|
|
Вопрос 7. Функции и формы государственного кредита. Государственные кредиты и государственные займы в РФ.
Государственный кредит - это система денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами своей страны и зарубежных стран, а также международных финансовых организаций по поводу мобилизации государство временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности; предоставления государством бюджетных средств в качестве кредитных на тех же началах (возвратности, срочности, платности) и предоставления государственной гарантии отдельным заемщикам.
ГК в широком смысле слова наряду с распределительной, регулирующей и контрольной функциями, присущими финансовым категориям выполняет фискальную. Фискальная функция ГК – проявляется в процессе формирования централизованных денежных фондов государства, финансирования бюджетного дефицита. ГК используется в качестве одной из мер стабилизации и регулирования денежного обращения (заимствуя внутри страны государство посредством, например, продажи ценных бумаг, изымает из обращения на заранее оговоренный срок избыточную денежную массу, что сдерживает инфляционные процессы).
Государственно-кредитные отношения – это сложная система отношений. В определении мы дали толкование государственного кредита в широком смысле слова. В узком смысле слова под государственным кредитом понимаются отношения государства с другими внутренними и внешними субъектами экономики, в которых государство выступает кредитором по отношению к этим субъектам. Когда государство выступает заемщиком, обычно употребляется термин «государственный займ».
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и у международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией как кредитором. Эти государственные кредиты формируют государственные внешние активы Российской Федерации. Долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государств перед Российской Федерацией. Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Реструктуризация долга иностранных государств перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием суммы задолженности.
Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:
- суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
- программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам и предельный объем кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.
Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименования получателей кредитов, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году.
|
|
Внутри страны государство кредитует отдельные слои населения, предоставляя, например, беспроцентные кредиты для строительства или приобретения жилья молодым перспективным специалистам, работающим в бюджетной сфере, или под невысокий процент по сравнению с банковским процентом.
В отдельных случаях государство может кредитовать государственные и даже частные предприятия, учитывая их значимость для экономики страны или региона.
Чаще всего в государственно-кредитных отношениях государство выступает как заемщик, что является следствием наличия дефицита бюджета, с одной стороны, и наличием временно-свободных средств у внутренних и внешних субъектов экономики данной страны, которые находятся в поиске выгодных сфер инвестирования этих средств.
В практике РФ используются как внешние, так и внутренние заимствования. Под внешними заимствованиями понимаются долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте. Под; внутренними заимствованиями понимаются долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации.
В отличие от внешних заимствований внутренние заимствования могут осуществлять не только Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.
Государственные и муниципальные заимствования имеют предельные объемы.
1. предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.
2. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
3. Предельный объем муниципального долга субъекта Российской Федерации не должен превышать объем доходов муниципального бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
|
|
В целях планирования и учета долговых обязательств в РФ составляются программы внешних и внутренних заимствований. Одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год Правительство Российской Федерации составляет две программы: Программу государственных внешних заимствований и Программу государственных внутренних заимствований.
Под Программой государственных внешних заимствований РФ понимается перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, общего объема и сроков возврата заимствованных средств.
Под Программой государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований понимается перечень внутренних заимствований соответствующих уровней власти и управления на очередной финансовый год с указанием форм, видов и общего объема заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета.
Государство чаще всего выступает заемщиком денежных средств у юридических и физических лиц своей страны и других стран, международных финансовых организаций.
Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов, других государств, международных финансовых организаций поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. В сферу государственно-кредитных отношений попадают, обычно, временно свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов и др. не предназначенные для текущего потребления.
Государственные заемные средства могут быть использованы как планируемый бюджетный ресурс, необходимый, например, для инвестиций в реальный сектор экономики, ресурс для пополнения внебюджетных фондов, но, как правило, государственные займы в разных формах особенно интенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита и используется в непроизводительных целях.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку расходов «Обслуживание государственного долга». Чем больше расходы по этой статье, тем, как правило, жестче налоговая система, т.к. налоги - основной источник формирования доходов бюджета и погашения займов.
Вопрос 8. Государственный долг. Управление государственным долгом в РФ.
Следствием государственных внутренних и внешних займов является государственный долг. Их сумма образует понятие государственный долг. Существует внутренний государственный долг и внешний государственный долг.
Внутренние кредиторы государственных органов власти – все субъекты финансовых отношений – государственные фонды, банки, предприятия и организации, физические лица. Внешние кредиторы государственных органов власти – главным образом, зарубежные правительства, международные финансовые организации, банки.
Следует различать долг государственных органов власти и совокупный долг страны, включающий помимо долга госорганов и долги государственных и частных корпораций.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
На достижение эффективности управления государственным долгом направлены меры в области управления государственным долгом: конверсия (изменение условий займа по доходности), консолидация (изменение условий займа по срокам), унификация (объединение нескольких займов в один займ), отсрочка долга, рассрочка погашения займа и аннулирование займов.
Со второй половины истекшего десятилетия Правительство РФ определило основные приоритеты деятельности Минфина РФ на внутреннем и внешнем рынке заимствований:
1) постепенное замещение внешнего долга внутренними заимствованиями, как более управляемыми, более дешевыми для государства;
2) увеличение доли рыночного долга (выраженного в государственных ценных бумагах) в структуре долга;
3) развитие внутреннего рынка ценных бумаг;
4) создание новых сегментов рынка государственных ценных бумаг.
Цели Долговой политики в настоящее время:
- уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями;
- сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
- использование инструментов долговой политики, в частности государственных гарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны;
- использование инструментов долговой политики при проведении денежно-кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.
В этой связи, необходимо решить следующие основные задачи:
- сохранить присутствие государства на финансовом рынке в качестве заемщика;
- повысить ликвидность национального (рублевого) рынка государственных ценных бумаг;
- полностью прекратить привлечение «связанных» кредитов правительств иностранных государств;
- повысить инвестиционный кредитный рейтинг Российской Федерации и, как следствие, расширить доступ к ресурсам мировых финансовых рынков хозяйствующих субъектов России на приемлемых условиях;
- организовать мониторинг внешних заимствований хозяйствующих субъектов с высокой долей государственного участия в их капитале:
- продолжить проведение компенсационных выплат по сбережениям граждан Российской Федерации;
- завершить работу по смещению акцентов во взаимодействии с МБР с заимствований на привлечение консультационно-аналитического и экспертного содействия;
- увеличить поддержку социально-значимых проектов, которые не могут быть реализованы без государственной поддержки, путем предоставления их участникам государственных гарантий Российской Федерации.
В целом, в РФ низкий уровень госдолга на 2010 г. – 9,5 % ВВП по сравнению с западными странами (в 2008 – 8,5% ВВП. Для сравнения: в США – 60% ВВП, в Италии – 100%,
Вопрос 9. Бюджетный дефицит: причины, социально-экономические последствия, методы покрытия, меры по преодолению. Проблема дефицита бюджетов в РФ.
Соотношение доходов и расходов бюджета определяет три его состояния: бюджетный дефицит, профицит бюджета и сбалансированный бюджет. В том случае, если расходы бюджета превышают его доходы, образуется бюджетный дефицит. В обратном случае, т.е. при превышении бюджетных доходов над расходами, образуется профицит бюджета. При равенстве доходов и расходов бюджет считается сбалансированным.
Превышение расходов бюджета над его доходами без учета расходов на обслуживание государственного долга называется первичным дефицитом бюджета.
Причинами бюджетного дефицита могут быть:
• опережающий рост государственных расходов над государственными доходами в конкретные периоды развития государства в связи с необходимостью государственных финансовых вложений в социально-экономическое развитие страны;
• кризисные явления в экономике;
• войны, вооруженные конфликты, стихийные бедствия, катастрофы, террористические акты и другие чрезвычайные ситуации и др.
Для ликвидации бюджетного дефицита необходимо устранить породившие его причины.
Дефицит российского бюджета в 80-е и 90-е годы невозможно было устранить в кратчайшие сроки, так как он был порожден кризисом экономики в целом. Тем не менее, меры по снижению бюджетного дефицита были приняты и оказались успешными на федеральном уровне экономики.
Снижения величины бюджетного дефицита можно достичь разными методами, применяемыми как при планировании бюджета, так и при его исполнении.
Минимизация бюджетного дефицита при планировании бюджета достигается с помощью лимитирования и жесткой экономии расходов, сокращения государственных расходов, совершенствования межбюджетных отношений, выявления и мобилизации резервов роста доходов бюджета, использования наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансового рынка, и т.п.
В процессе исполнения бюджета снижение бюджетного дефицита достигается с помощью реализации процедуры санкционирования расходов бюджета, соблюдения лимитов бюджетных обязательств, использования механизмов приостановления, сокращения и блокировки бюджетных ассигнований, совершенствования методов и форм выделения средств из бюджета и т.д.
В законе о бюджете на каждый финансовый год должны быть предусмотрены источники финансирования бюджетного дефицита.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:• внутренние источники:
- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации,
- государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг,
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• внешние источники:
- государственные займы, осуществленные в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации,
- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Размер бюджетного дефицита при утверждении закона (решения) о бюджете не должен превышать предельного размера, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. Так, дефицит федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации на соответствующий год.
Размер дефицита бюджета субъектов Российской Федерации не может превышать 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема его доходов без учета финансовой помощи из вышестоящего бюджета.
Эти пределы могут быть превышены в случае получения субъектом Федерации или муниципалитетами дополнительных средств от продажи принадлежащего им имущества, причем на величину, которая может быть реально получена от продажи имущества.
В условиях финансового кризиса 2008-2010гг. федеральный бюджет стал планироваться как дефицитный, многие региональные и местные бюджеты имели планируемый дефицит и до кризиса, а в условиях кризиса проблема обострилась. Преодолеть коренным образом проблему дефицитности бюджетов возможно только на основе роста ВВП, а это требует роста производительности общественного труда, развития инвестиционных и инновационных процессов в экономике.
В экономической литературе обсуждаются две точки зрения на существование бюджетного дефицита: его недопустимость и возможность существования дефицита.
Сторонники первой теории считают, что дефицит бюджета ведет к росту государственных долгов со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями, а именно: хронические дефициты приводят к увеличению налогового бремени, для покрытия дефицита приходится прибегать к займам и эмиссии денег, выпуск государственных ценных бумаг с повышенными процентными ставками «оттягивает» на себя ресурсы из реального сектора, нарушает ход рыночного саморегулирования экономики и т.д.
Сторонники второй точки зрения согласны с Джоном Мейнардом Кейнсом, обосновывающим возможность опережающего роста государственных расходов над государственными доходами с целью реализации определенных программ правительства. Они считают, что для состояния национальной экономики дефицит бюджета не может представлять серьезной опасности, так как все бюджетные расходы осуществляются на территории данного государства и способствуют развитию экономики; кроме того, дефицит бюджета ведет к увеличению доходов участников общественного воспроизводства и таким образом стимулирует рост покупательной способности.
Согласно официальным оценкам Министерства финансов РФ, по итогам 2010 г. дефицит федерального бюджета составил 1,8 трлн. руб. или 3,9 % ВВП. Это ниже планировавшихся 5,4 % ВВП. Факторы, способствовавшие этому: рост цен на нефть, по сравнению с заложенными в бюджете; более эффективную собираемость налогов, экономия расходов, они оказались ниже запланированных на 1,6 % и достигли 21,9 % ВВП.; размер доходов оказался превышен на 5,4 % против плана и составили 18% ВВП, из которых 46% приходится на нефтегазовые поступления. В значительной мере дефицит бюджета финансировался за счет Резервного фонда, что равносильно по действию эмиссии, вследствие необеспеченности этих денег товарной массой, а следовательно действовал инфляционный фактор. Именно поэтому актуальна проблема ненефтяного бюджета.
Вопрос 10. Местный бюджет как основное звено местных финансов. Состав и структура местного бюджета. Проблемы функционирования местных бюджетов в РФ.
Местный бюджет – основное звено местных финансов и по объему аккумулируемых средств и по роли, которую он реализует на соответствующей территории.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, исполняют и контролируют местные бюджеты.
Как экономическая категория местный бюджет – это денежные отношения, связные с формированием фонда денежных средств и его использованием на содержание и развитие социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство т.п.), развитие производственной сферы (местной промышленности), социальную поддержку населения и т.п. цели.
Местные (муниципальные) расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.
Бюджет состоит из доходов и расходов. Доходы местного бюджета состоят из собственных доходов, а при наличии бюджетного дефицита и из заемных.
Структура собственных доходов:
1. Налоговые доходы. К ним относятся:
а) местные налоги и платежи, закреплённые Налоговым и Бюджетным кодексами за данным уровнем бюджетной системы (ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ, НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗ. ЛИЦ);
б) доли от федеральных и региональных налогов и сборов, зачисляемые на постоянной основе (не менее 3 лет) в местные бюджеты;
2. Неналоговые доходы (доходы от муниципальной собственности – от продажи, сдачи в аренду имущества, прибыль муниципальных предприятий и т.п.)
3. Безвозмездные и безвозвратные поступления, основную часть которых составляет финансовая помощь вышестоящих бюджетов предоставляемая в виде дотаций, субсидий, субвенций и трансфертов.
В случае необходимости население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования (это – так называемые с редства самообложения граждан). Собранные средства могут использоваться исключительно по целевому назначению, а органы местного самоуправления обязаны информировать население муниципального образования об использовании собранных средств.
Расходы бюджета: За счет средств местных финансов активно проводится социальная политика, финансируется народное образование, здравоохранение, поддерживается коммунальное хозяйство, ведется строительство и содержание дорог, осуществляется охрана окружающей среды, правопорядка и т.п.
Проблемы функционирования местных бюджетов касаются в основном формирования доходной части местных бюджетов.
1. Действующее федеральное законодательство закрепляет за местным уровнем такой список налогов, доходы от которых не соответствуют возложенным на него расходным полномочиям.
2. Единый вариант закрепления налогов за местным уровнем дает различные результаты в субъектах Федерации в силу особенностей размещения налоговой базы по территории регионов. Учесть при этом интересы и богатых, и бедных муниципальных образований крайне сложно.
Решить эти противоречия может только движение по пути децентрализации налоговых полномочий, расширения прав и ответственности региональных органов власти за обеспечение территориальных бюджетов собственными доходами.
3. Отнесение почти всех доходов местных бюджетов к числу собственных создает представление о высокой финансовой самостоятельности местных бюджетов, в то время как значительная часть собственных доходов – в виде безвозмездных поступлений - не носит постоянного характера, их размеры могут ежегодно пересматриваться.
4. Существующая система межбюджетных отношений не стимулирует органы местного самоуправления к широкому поиску дополнительных доходных источников бюджета.
5. Большинство местных бюджетов планируются как дефицитные.
Следует подчеркнуть, что финансовая самостоятельность на уровне местного самоуправления может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия муниципальных расходов. Достижение финансовой самостоятельности возможно на основе децентрализации межбюджетных отношений.
Финансовая помощь местным бюджетам оказывается из специально созданных в региональных бюджетах фондов:
- фонда финансовой поддержки муниципалитетов;
- фонда финансовой поддержки поселений;
- фонда стимулирования муниципальных образований;
- фонда компенсаций.
Бюджет г. Кемерово. Структура расходов: соц-культ. мероприятия -66%, ЖКХ - около 20%, экономика – 5-6%, местное самоупр – 3-4%, правохранит.деяельность -2,5-3% Всего расходов 2010 г. 14,4 млрд. руб., в 2011 г. – 14,7 млрд. руб. Доходы – 13,4 млрд. руб., дефицит 653 млрд. руб. Дефицит бюджета города в 2009 г. был 4,6 % - по итогам исполнения и 9,9 % - без учета безвозмездных поступлений и поступлений регулирующих доходов, в 2010 г. – 8,5 %. Основной источник финансирования дефицита – кредиты банков.