Оглавление
Общая характеристика философии позитивизма………………………3
Становление позитивистской традиции в XIX в. ………………………5
Огюст Конт и Парижская политехническая школа …………………...9
Неопозитивизм в философии науки ХХ в. ………………………………18
Библиографический список………………………………………………..25
Общая характеристика философии позитивизма
Позитивизм представляет собой не только одно из наиболее влиятельных направлений в философии XIX в., но и значимое явление в истории европейской культуры, затрагивающее такие области, как наука, политика, религия, педагогика.
В строгом смысле слова позитивизм – философское направление, исходящее из убеждения в том, что подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь благодаря исследованиям, осуществляемым в рамках отдельных наук, или как результат их синтетического объединения. Философия же, как особая область знания, претендующая на познание истины, не имеет права на существование. Таким образом, для позитивизма характерны абсолютизация роли научного знания и отрицание любых других его форм, таких как религиозные и философские доктрины.
В качестве самостоятельного философского течения позитивизм сформировался в 30е гг. XIX в. и сохранял определенное влияние вплоть до середины ХХ в. В истории позитивизма принято выделять несколько этапов.
Первый, или классический, позитивизм (30–60-е гг. XIX в.) связан с именем основоположника позитивизма Огюста Конта и его последователей, таких как Дж. С. Милль, Э. Литтре, И. Тэн, Г. Спенсер, Г. Н. Вырубов, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский. Второй позитивизм, или эмпириокритицизм, «махизм» (конец XIX – начало ХХ в.), в первую очередь связан с работами Рихарда Авенариуса и Эрнста Маха. Среди многочисленных последователей эмпириокритицизма можно выделить П. Дюгема, А. Пуанкаре, в России – А.А. Богданова, П. С. Юшкевича, П. К. Энгельмейера.
Третий позитивизм, или неопозитивизм (20–30-е гг. ХХ в.) – к этому периоду относится деятельность так называемого Венского кружка под руководством Морица Шлика, в рамках которого сложилось такое направление, как логический позитивизм. Данное направление представлено, прежде всего, работами Р. Карнапа, О. Нейрата, К. Гёделя, а также К. Гемпеля, Э. Нагеля, А. Айера.
Развитие философии науки второй половины ХХ в. было во многом определено стремлением преодолеть позитивистские установки, что привело к формированию в 60–70-е гг. ХХ в. такого направления, как постпозитивизм, который представлен работами К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тулмина, М. Полани. Идеи логического позитивизма продолжали оказывать влияние на названных мыслителей, однако в их работах многие основоположения позитивизма были критически пересмотрены.
В целом, позитивистской традиции были свойственны такие характерные черты, как-то:
• вера в безграничные возможности науки;
• вера в технический и нравственный прогресс (технократический оптимизм);
• убежденность в том, что единственным методом познания, дающим достоверное знание, является естественнонаучный метод, основанный на выявлении объективных взаимосвязей в природе;
• стремление применить метод естественных наук к изучению не только природы, но и общества, то есть обосновать возможность социологии как науки.
• убежденность в том, что с помощью научной социологии можно решить все проблемы человечества.
Зарождение позитивизма в XIX в. было связано как с внутренним развитием философии и новыми проблемами, поставленными техническим прогрессом, так и с изменениями, имевшими место в общественной структуре и экономике. С точки зрения истории философии позитивизм непосредственно наследует традиции европейского сциентизма и философско-политической мысли эпохи Просвещения. Вера в возможности человеческого разума, способного с помощью научного познания подчинить себе природу и изменить жизнь общества к лучшему, разделяемая почти всеми ведущими мыслителями эпохи Просвещения, является фундаментом концепции основоположника позитивизма Огюста Конта. С другой стороны, кровопролитные революции и войны второй половины XVIII – начала XIX в. заставили последующие поколения усомниться во всесилии разума и даже поставить под сомнение провозглашенную французскими просветителями абсолютную ценность свободы. Промышленная революция XIX в., завершившая формирование общественного строя и экономики нового типа – капитализма, продемонстрировала, что успехи в области материального производства вовсе не приводят к искоренению неравенства между людьми, а, напротив, усиливают социальное расслоение и эксплуатацию рабочего класса. Возникновение позитивизма также было обусловлено тем, что развитие науки в XIX в. привело к пересмотру картины мира, сложившейся под влиянием классического естествознания XVII–XVIII вв., и поставило перед философией новые гносеологические проблемы.