Был ли первым епископом Парижа святой Дионисий Ареопагит?

http://la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/denis2

Существуют два взаимоисключающие друг друга предания относительно происхождения и личности святого Дионисия Парижского. Первое, самое древнее, признавалось всеми без исключения за соответствующее действительности вплоть до XVII века. Вот что оно утверждает.

Святитель Дионисий, первый Парижский епископ, является не кем иным, как святым Дионисием Ареопагитом. Да, именно тем Дионисием, о котором говорится в книге Деяний апостолов. Он, будучи членом афинского Ареопага, уже в преклонном возрасте стал учеником апостола Павла – во время пребывания последнего в Афинах (Деян. 17). Оставив жену и детей, он три года был спутником первоверховного апостола.

По свидетельству основоположника в изучении истории Церкви Евсевия Кесарийского, Дионисий стал первым Афинским епископом. Затем, повинуясь вышней воле, возвещенной ему в откровении, он оставил на Афинской кафедре своего преемника Публия и пришел в Рим. И уже из Рима, по поручению римского епископа Климента, отправился с Рустиком и Елевферием просвещать светом Христовым Галлию.

Так святой Дионисий пришел в Париж и многих обратил от идолослужения к вере во Христа. Во время гонения на христиан, воздвигнутого императором Домицианом, святых Дионисия, Рустика и Елевферия схватили и предали на мучения.

Дионисия долго и жестоко били, клали на раскаленное железо, кидали на съедение зверям, требуя, чтобы он согласился принести жертвы языческим богам. Ни он, ни Рустик, ни Елевферий, которых тоже нещадно мучили, не повиновались, но чудесным образом оставаясь в живых, исповедовали Христа, Истинного Бога. Их осудили на усечение мечом.

И по смерти святого Дионисия Бог явил преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавленным, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею около шести километров до поселения, которое впоследствии стало носить имя Сен-Дени. Там, отдав главу одной благочестивой женщине по имени Катулла, из римской знати, оно пало на землю, указывая тем самым место, где должны быть погребены святые останки.

Многие из язычников, видя сие чудо, уверовали во Христа. Впоследствии, когда гонения на христиан прекратились, на месте захоронения святого Дионисия устроили церковь. При гробнице святого совершились во славу Божию многие чудеса. Таково первое предание.

Второе предание возникло уже в XVII веке, но именно оно изложено в современных энциклопедиях и учебниках и считается историческим, а первое если и упоминается, то как легенда, как чистый вымысел. Выводы, которые может сделать современный читатель, познакомившись с существующими ныне справочными изданиями, будут носить, скорее всего, негативный характер, поскольку согласно второму преданию о жизни первого Парижского епископа ничего не известно, кроме того, что он был епископом во второй половине III века и мученически окончил свое служение.

Если мы согласимся с этим расхожим ныне воззрением, то не сможем с духовной точки зрения объяснить причины столь великого почитания святого Дионисия на Западе, и в частности, во Франции.

Он почитался королями – так, Людовик VI в 1120 году присвоил святому Дионисию титул “вождь и защитник монархии”.

Святые разных времен совершали паломничество в Сен-Дени, чтобы поклониться могиле первого Парижского епископа, – в их числе были святая Геновефа (V век), святой Елигий, епископ Нуайонский (VII век), преподобный Медерик (VIII век). Почитался святой Дионисий и такими благочестивыми личностями, как Бернард Клервосский (XII век), Жанна Д'Арк (XV век), и, конечно же, простым народом. Главное свидетельство этому – огромная базилика, построенная некогда в маленьком поселении, поскольку было необходимо, чтобы она вмещала многочисленных паломников.

Если принять, что нам ничего не известно о личности и событиях жизни первого епископа Парижского, то как будем вдохновляться, чтобы обратиться к святому Дионисию с молитвой? Второе, более позднее предание не дает нам также возможности объяснить, почему, начиная с IX века, западные богословы предпринимали поистине титанические усилия, для того, чтобы понять сложные мистические сочинения, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту (со всей очевидностью можно сказать, что эти ученые вдохновлялись и подвигом его служения здесь, в Западной Европе, во Франции).

Но когда, засучив рукава, дерзнешь разобраться в доводах отрицателей парижской страницы биографии святого Дионисия Ареопагита, то обнаруживаешь, что их научная база очень слаба. Более того, их основные аргументы были опровергнуты скрупулезными исследованиями историков второй половины XIX – начала XX века.

Однако в современной западной агиографии и тем более в светской науке по-прежнему господствует взгляд о сравнительно поздней христианизации Галлии (Франции) – не ранее III века. И тому есть несколько причин. Главная состоит в том, что в современной Католической Церкви, в духе свойственной новому времени рационализации, произошла ревизия церковного Предания. Этот пересмотр был сделан, как утверждают ревизионисты, с учетом научных и исторических данных. И вот, например, одно из досадных с православной точки зрения следствий “ревизии”. Святитель Николай Мирликийский, великий наш Николай Чудотворец, был “понижен в ранге”: из вселенски чтимых святых он был переведен в разряд местночтимых. И в отношении даже такого прославленного святого нам фактически предлагается: хочешь – верь, а не хочешь – не верь. Святой великомученице Екатерине посчастливилось еще меньше: ее вообще вычеркнули из церковного календаря. Жития этих святых показались современным западным богословам слишком “легендарными” (синоним: наполненными вымыслами), и вдобавок “сочиненными” – появившимися слишком поздно, через несколько столетий после отшествия Святителя Николая и великомученицы Екатерины из мира.

Вторая причина заключается в том, что полемика относительно личности святого Дионисия возникла в обстановке критики “разумом” всего института Церкви, включая и сомнения в том, что составляет основы христианского вероучения. Чтобы легче было представить эту обстановку, скажем, что ее естественным продолжением и развитием явилась эпоха Просвещения, когда уже открыто начали издеваться, “без всякого разума” (безумно) над Церковью, Христом, Богом, над религиозными чувствами верующих, церковными таинствами и обрядами, провозгласив все это “обскурантизмом”, “мракобесием” и т. п.

И вплоть до сего дня западное общество вдохновляется скорее идеями “Просвещения”, нежели самим христианством. “Смены вех” и тем более “перестройки” светского сознания здесь пока не видно.

Имея все это в виду, мы можем понять и то, почему сегодня в Католической Церкви не возвышаются голоса о “реабилитации” святого Дионисия Парижского, и то, почему общественное и научное сознание скорее враждебно, нежели сочувственно относится ко всякой “реституции” Церкви – вопреки истине.

Необходимо поднять вопрос о возвращении первому Парижскому епископу его подлинного места в сонме святых как ученику Апостола Павла, свидетелю и участнику погребения Пресвятой Богородицы, а парижской Церкви ее апостольского достоинства.

Результат многовекового умалчивания об истинном достоинстве такого святого, как Парижский епископ Дионисий, налицо: в посвященном ему кафедральном соборе пусто – базилику посещают в лучшем случае из любопытства, но не из благочестия.

Должны ли православные христиане оставаться пленниками “выводов” западной исторической науки, которая противопоставляет себя традиции, а вместе с тем принижает Церковь и веру перед “рационалистическим разумом”?

Тем более мы не должны принимать за истину позицию умалчивания, которой придерживается ныне Католическая Церковь по отношению к своей собственной средневековой истории: в ней действительно много противоречий доводам рационалистического “разума”, но “тьмы” все-таки неизмеримо меньше, чем об этом трубили деятели эпохи “Просвещения”.

Предание о славном происхождении святого Дионисия Парижского было уже известно великим святым Православной Церкви. Они в своих сочинениях подтвердили подлинность древнего парижского предания о первом Парижском епископе.

Святой Мефодий, Патриарх Константинопольский, стал автором первого жития Дионисия Ареопагита на греческом языке, которое содержит повествование о его мученической кончине в Лютеции (ныне – Париже).

Священномученик Михаил Синкел, пострадавший от иконоборцев, был автором Панегирика святому Дионисию Ареопагиту: он преклонялся перед славной кончиной первого афинского епископа.

Преподобный Симеон Метафраст был замечательным автором “Житий святых”. Изучив источники, где говорится о жизни святого Дионисия Ареопагита, он также включил в его жизнеописание рассказ об апостольском служении Дионисия в галльской земле.

Святитель Димитрий Ростовский, церковный иерарх, был выдающимся автором самого полного собрания житий святых. Он уже был осведомлен о существующих на Западе сомнениях относительно того, что первым епископом Парижа был святой Дионисий Ареопагит, но тем не менее он в его житии рассказал о “западной странице” его жизни, а также поведал о чуде “кефалофории” (главоношения), которое вызвало столько толков и недоумений у исследователей и мыслителей нового времени.

После того как 19 октября 1997 года впервые за много лет в кафедральном соборе на улице Сен-Дени православным духовенством был совершен молебен, протоиерей Марк-Антоний познакомил присутствовавших во время богослужения французских паломников с основами учения Православной Церкви о святых мощах.

Святые останки являются, с одной стороны, знаком присутствия среди нас, в этом мире, наших Небесных покровителей. С другой стороны, пропитанные благодатью, полученной этими святыми за их прижизненные подвиги, их мощи сами становятся источником чудес, могучим средством помощи всем верующим в их духовной жизни.

Знакомство со славным житием святого Дионисия Парижского, с историей его почитания оказалось самым ярким впечатлением для паломников, посетивших в этот день базилику на улице Сен-Дени.

Большая часть православных, живущих на Западе, по происхождению либо русские, либо греки. Для тех из них, кто услышал в тот день о святом Дионисии, особенно утешительно было узнать, что основателем Церкви в Париже был выходец с Востока. А для православных парижан было радостным открытием то обстоятельство, что Небесным покровителем французской монархии, их государственности, был не кто иной, как... “ученик до третьего небесе достигшего апостола, прошедший сам небесныя врата духом, отче всемирный” святой Дионисий Ареопагит.

Имея рядом с собой незримых духовных союзников, будем молиться, братия и сестры, чтобы святой Дионисий по-прежнему не забывал Францию и ее народ, чтобы он простил нам наше нерадивое отношение к его святым мощам, наше забвение его памяти и его спасительных заветов.

Святый священномучениче Дионисие, моли Бога о нас!

Православная энциклопедия:

Представление о присутствии Д. А. при Успении Пресв. Богородицы отразилось также в сочинениях более поздних авторов. Об этом сообщается в проповеди прп. Иоанна Дамаскина на праздник Успения, в которой приведена речь свт. Ювеналия, архиеп. Иерусалимского (422-458), обращенная к имп. св. Пульхерии в ответ на ее просьбу передать часть реликвий Пресв. Богородицы из Иерусалима в К-поль. Свт. Ювеналий упоминает Д. А., к-рый якобы лично присутствовал при погребении Пресв. Богородицы, и цитирует соч. «О Божественных именах», появившееся не ранее 480 г. (ср.: BHG, N 1097; CPG, N 8062; Ioan. Damasc. In Dorm. // PG. 96. Col. 748-753). Источником для прп. Иоанна Дамаскина послужила «Евфимиевская история» - рассказ о Вселенском IV Соборе, составленный не ранее кон. VI в. (не сохр.). Речь свт. Ювеналия основана на апокрифе об Успении Богородицы, имевшем хождение в V в. (CANT. P. 77, N 100; ср.: P. 79, N 104). Этот текст приведен также в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула (нач. XIV в.; Niceph. Callist. Hist. eccl. II 23 // PG. 145. Col. 812-817).

Из жития (http://mission-center.com/ru/gitiya/1395-svmuchdoinisyareopagit):

Творения святого Дионисия Ареопагита (их называют "Ареопагитики") имеют исключительное значение в Богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, творения святого отца сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову. Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на "Ареопагитики". Общецерковное признание творения святого Дионисия Ареопагита получили в VI - VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником (+ 662).

В Русской Православной Церкви учение святого Дионисия о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по "Богословию" преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих "Ареопагитик" был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах - в том числе пергаментная рукопись "Творения святого Дионисия Ареопагита", принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (+ 1406) и писанная его рукой.

Путеводитель паломника (http://www.solun.gr/article/106-svyawennomuchenik-dionisij-areopagit):

Много лет Дионисий управлял своей афинской епархией и, согласно принятому в Греции варианту его жития, мог быть в Риме во время последнего заточения святого апостола Павла; мог успеть попрощаться с Апостолом и стать свидетелем его мученической кончины. Тем не менее, святой Дионисий Ареопагит также погиб как мученик.

В одном из апокрифов, касающихся жития святого Дионисия, есть рассказ о том, как в Страстную Пятницу, в день распятия Спасителя в 33 году нашей эры, святой Дионисий, находясь в египетском городе Гелиополисе, вместе со всеми наблюдал, как потемнело небо и солнце спрятало свои лучи. Говорят, что он в этот момент произнес: "Либо страждет Бог, либо близок конец всему!" Рассказывали еще, что он ходил в Иерусалим для встречи с Божией Матерью, и что святой Дионисий, святой Тимофей и святой Иерофей были перенесены на облаках к месту Ее успения, как и апостолы, и присутствовали на Ее погребении. Первый рассказ об этих событиях содержится в тех же сирийских текстах V века; и хотя эти эпизоды были впоследствии включены в православные варианты жития святого Дионисия, в более ранних из дошедших до нас источниках Отцы Церкви ни словом о них не упоминают.

Глава священномученика Дионисия была передана Императором Алексием I Комнином (1081—1118) Дохиарскому монастырю на Горе Афон, где она находится и по сей день.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: