Тема 3. Дионисий Ареопагит. Проблема авторства

Диакон Николай Никишин. http://la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/?p=denis

Всегда приятно встретить “своего” на чужбине. Эта встреча может осуществиться не обязательно в нашем, текущем пространстве-времени. Радостное и светлое чувство появляется, когда узнаешь о славном пути соотечественника в прошлом. Его житие, его испытания и подвиги все равно оказываются нам близки и утешают нас.
Мы расскажем об удивительной судьбе нашего небесного соотечественника, священномученика Дионисия Ареопагита. Мы поведаем о той, французской, части его жития, на которую мы, живя в России, не обращали пристального внимания. Тем более, что его исключительное значение для христианской церкви во Франции, для становления французской монархии можно узнать и оценить только изнутри, свидетельствами французских историков и ревнителей памяти сщмч. Дионисия.
После разрушительной рационалистической критики эпохи Просвещения, после погромов “Великой Французской революции” о святом Дионисие здесь забыли. Во Франции, можно сказать, “отшибли память” не только интеллигенции, но, что более трагично, и народу. Но светильник нельзя утаить под спудом.

I

На севере Парижа, рядом с конечной станцией метро, находится храм-музей – базилика Сен-Дени. Она известна по путеводителям прежде всего как первый готический собор, положивший начало новому направлению церковной архитектуры, а также как усыпальница французских королей. Читая учебник истории, узнаешь, что с VII по XVIII вв. здесь был монастырь Сен-Дени (аббатство), значение которого для Франции, особенно с VIII по XVI вв., можно сравнить со значением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры для России.

Храм, а позднее и монастырь возникли на месте захоронения святителя Дионисия, первого парижского епископа, и его соработников – священника Рустика и диакона Елевферия, завершивших свое земное служение принятием мученического венца.

История базилики является живым свидетельством как почитания французским народом своего отца по вере, так и непрерывного – в течение столетий – участия св. Дионисия в жизни Франции.

II

Хлодвиг, первый король франков, который принял христианство вместе с дружиной в 496 году, избрал Париж своей столицей главным образом вследствие почитания святого Дионисия. Это решение стало началом возвышения небольшого городка на острове Сите.

В грамотах французских королей, начиная с первой династии Меровингов, упоминания о святом Дионисие непременно добавляются фразой: “наш особенный покровитель”. Карл Великий, основатель Западной империи, говорил, что он удерживает королевство Франции исключительно Божией помощью, а также покровительством святого Дионисия. В 1120 году, в хартии Людовика VI, святому Дионисию был даже присвоен титул “вождь и защитник монархии”.

Венчание на царство французских королей происходило в Реймсском соборе. Однако в период царствования именно в базилике святого Дионисия хранились регалии – предметы, необходимые для коронации, как-то: корона, жезл, меч и перстень – символ союза государя с народом.

В базилике хранилось государственное знамя – орифламма. В XI-XIV вв. ни один военный поход короля не начинался без торжественного богослужения с выносом мощей трех мучеников и торжественным вручением орифламмы королю-военачальнику. В 1593 году Генрих IV избрал базилику святого Дионисия для церемонии отречения от ошибок протестантства и для торжественного воссоединения с католической церковью. Именно монахам свято-Дионисьевского монастыря было поручено вести великую летопись – официальную историю Французского государства.

III

В годы французской революции (“великой”) монастырь был закрыт, базилика разграблена. Гробницы были вскрыты, останки королей и их близких выброшены в яму и залиты негашеной известью. Многие надгробия были разбиты.

Но уже в 1802 году Наполеон вновь разрешил богослужения и даже приказал подготовить гробницу для себя и семьи. Однако ему не было суждено упокоится рядом со святым Дионисием.

После революции монастырь не возродился. Это связано прежде всего с глубоким духовным кризисом западного общества, с угасанием света веры, а не с отсутствием свободы. В монастырских помещениях образовалась Школа Почетного Легиона – Институт благородных девиц, родители и деды которых получили высшую французскую награду – орден Почетного Легиона. Базилика стала государственным музеем, в котором отведено место католической общине для совершения богослужений. Обычно каждая вторая месса – на португальском языке. Это тоже проявление “духа времени”. Выходцы из Португалии, находясь на низшей ступени французского общества, составляют в настоящее время половину верующих в этой колыбели французского христианства.

IV

“Научный” анализ житий святого Дионисия утверждает, что о нем ничего достоверного не известно. Если не знаешь, откуда человек, чем он замечателен, что он может сделать нам – его забываешь. В результате в храме пусто. Если в средние века люди давили друг друга в толпе, стремясь приложиться к ракам святых, то сейчас только экскурсовод указывает на них как на курьез и пережиток прошлого.

V

В этой омраченной обстановке одним из самых сильных впечатлений для православного сердца является древнее западное предание (восходящее к мнению Хилдуина, аббата монастыря Сен-Дени в IX в.), что святитель Дионисий, первый парижский епископ, является не кем иным, как Дионисием Ареопагитом. Да, именно тем Дионисием, о котором говорится в книге Деяний апостолов. Он будучи членом Афинского Ареопага, уже в преклонном возрасте стал учеником апостола Павла во время его пребывания в Афинах (Деян.17).

По свидетельству отца церковной истории Евсевия Кесарийского, Дионисий стал первым афинским епископом. Затем, повинуясь откровению, он оставил на афинской кафедре своего приемника Публия и пришел в Рим. И уже из Рима, по поручению римского епископа Климента, отправился с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием просвещать светом Христовым Галлию.

До VIII в. на православном Востоке не было сведений о подвиге святого Дионисия на Западе. Но известно, что патриарх Тарасий, узав об этом, прислал в 784 году в Галлию послов для более подробного ознакомления с западной частью жития святого Дионисия. Когда они вернулись в Константинополь с отзывом о достоверности, то Тарасий возвел афинскую епископию в ранг митрополии.

В IX веке будущий патриарх Мефодий уже составляет житие святого Дионисия на греческом языке, дополнив его преданием о мученической кончине святого Дионисия в Париже. Святитель Димитрий Ростовский составил жития святых на русском языке и использовал как греческие, так и латинские источники. В его “Житиях” под 3 октября мы найдем описание деятельности святого Дионисия в Афинах и его подвигов на Западе.

VI

Эта встреча с Православием не только по времени, но и по происхождению святых из Греции особенно удивительна, так как к отождествлению двух Дионисиев – Парижского и Афинского приходишь сквозь страсти трехвековой дискуссии церквей об апостольском происхождении.

Теперь о судьбе творений, приписываемых Преданием святому Дионисию Ареопагиту. По воле Божественного Промысла эти труды получили распространение в Восточной Церкви с VI века, а в Западной Церкви – только с IX века: в 827 году послы византийского императора Михаила Косноязычного привезли в подарок французскому королю Людовику Благочестивому полное собрание сочинений святого Дионисия.

Все великие средневековые западные богословы и философы вдохновлялись трудами святого Дионисия. Назовем только наиболее известные имена: Альберт Великий, Фома Аквинский... (Западные ученые-школяры подсчитали, что Фома Аквинский процитировал святого Дионисия более 1700 раз).

Приведем в заключение кондак священномученику Дионисию: “Небесная врата прошед духом, яко ученик до третьего небесе достигшаго апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяких разумом, и озарил еси во тьме неведения сидящие, тем же зовем: радуйся, отче всемирный”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: