Методы выявления лидера. Виды контактных групп

Лидерство в малой группе – это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом и отдельных ее членов.

К основным признакам лидерства относятся следующие:

• более высокая активность и инициативность индивида при ре-шении группой совместных задач;

• большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

• более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;

• соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

• большая выраженность личных качеств.

Основными функциями лидера являются:

• организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах;

• выработка и поддержание групповых норм;

• внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

• принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

• установление и поддержание благоприятных социально-психо-

логических отношений в группе.

Выделяют два основных вида лидерства:

• лидерство в деловой сфере («инструментальное» лидерство);

• лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное» лидерст-во).

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков.

Группы классифицируют на условные и реальные.

Условные (статистические) объединяются по определенному признаку – полу, возрасту, прогрессии (большое число лиц).

Реальные (контактные) – группы людей, реально существующие как общность в определенном пространстве, времени и связанные между собой объективными взаимоотношениями и межличностными отношениями. Выделяют группы по численности в них людей:

• первичные (семьи);• вторичные;• малые (2–30 чел.);• большие.

Отмечаются следующие виды контактных групп:

• диффузная – группа, в которой межличностные отношения не опосредуются содержанием групповой деятельности;

• ассоциация – группа, в которой межличностные отношения опосредованы общим для группы содержанием деятельности, значимой для личности (конференция покупателей);

• корпорация – межличностные отношения опосредуются лич-ностно-значимыми, но асоциальными по своим установкам содержанием групповой деятельности (банда гангстеров);

• кооперация – группа, в которой положены содержательные контакты на основе взаимопомощи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: