Восприятие и понимание в процессе общения

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором – механизмов межличностного общения.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки называют фактором превосходства. Для определения этого параметра есть два основных источника информации:

• одежда человека, его внешнее оформление, дизайн кабинета и др.;

• манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т. д.).

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо.

Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении является идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией – уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.

Эмпатия – понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнутся на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько чувствуется

Общение как коммуникация. Деловое общение – это, прежде всего, коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способствующей достижению целей участников общения. Это предполагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

Все средства общения делят на вербальные и невербальные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: