Рис.3
Рис.2
Выделяют семь основных элементов сформированной организационной культуры: [11]
1. Идеал Формулировка идеального состояния компании - то к чему она стремится как к высшему достижению, часто выходящему за рамки деятельности организации. Крайне важно, чтобы этот идеал разделялся руководителями и сотрудниками компании.
2. Ценности. Формулируются те понятия, которые признаются хорошими для компании, хотя иногда для понимания ценностей можно сформулировать от противного - того, что плохо, недопустимо в организации.
3. Цели. Необходимо сформулировать основные долгосрочные цели, действительно являющиеся ориентиром для компании. В стратегическом планировании такие цели иногда называются миссией.
4. Знания. Можно было бы сказать ключевые компетенции, или стратегические компетенции, если подобные термины используются в компании. Речь идет о самых общих формулировках знаний и практических навыков, необходимых для достижения поставленных целей.
5. Стиль поведения. Наиболее яркие, отличающие компанию приемы и принципы поведения, используемые в работе по достижению поставленных целей.
6. Климат. Самые простые и сразу заметные принципы взаимоотношений в компании, а также внешние атрибуты, вплоть до интерьера и фирменной символики.
7. Процедуры. Требования к управленческим технологиям компании, таким как целеполагание (планирование), система мотивации, политика в области управления персоналом и др.
Такое описание может быть составлено либо рабочими группами из числа руководителей и сотрудников, либо в результате проведения индивидуальных интервью. Идеальным вариантом является сочетание обоих методов. При формулировании описаний необходимо помнить, что обычно существует определенное расхождение между существующей и желаемой корпоративной культурой, а также между точками зрения различных людей, поэтому каждый раз придется находить баланс между различными формулировками.
Полученные описания корпоративной культуры отражаются в конкретных управленческих документах, регулирующих деятельность компании (уже существующих или только разрабатываемых). Это могут быть как специальные документы, посвященные корпоративной культуре (например, Кодекс компании), так и документы, регламентирующие организационную структуру и основные процессы управления персоналом - подбор, оценку, обучение, вознаграждение.
Сформированная организационная культура призвана решать задачи, одинаковые для всех групп. По мнению Э. Шейна, эти задачи таковы: 1) проблемы выживания, роста и адаптации к внешним условиям; 2) проблемы внутренней интеграции, которой определяется рутинное функционирование и способность к адаптации (см табл. 1)
Проблемы внешней адаптации и выживания |
- МИССИЯ И СТРАТЕГИЯ. Определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии во исполнении этой миссии - ЦЕЛИ. Установление специфических целей; достижение согласия по целям - СРЕДСТВА. Методы, используемые для достижения целей; достижение согласия по используемым методам; решения по организационной структуре, системам стимулирования и подчиненности - КОНТРОЛЬ. Установление критериев измерения достигнутых индивидом или группами результатов; создание информационной системы - КОРРЕКЦИЯ. Типы действий, требуемые в отношении индивидов и групп, не выполнивших задания |
Проблемы внутренней интеграции |
- ОБЩИЙ ЯЗЫК И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ. Выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций - ГРАНИЦЫ ГРУПП И КРИТЕРИИ ВХОЖДЕНИЯ И ВЫХОДА ИЗ ГРУПП. Установление критериев членства в организации и ее группах - ВЛАСТЬ И СТАТУС. Установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации - ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Установление правил об уровне и характере социальных отношений в организации между полами, возрастами и т.п.; определение допустимого уровня открытости на работе - НАГРАЖДЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. Определение желательного и нежелательного поведения. - ИДЕОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ. Определение значения вещей, не поддающихся объяснению и неподвластных контролю со стороны организации; вера как снятие стресса |
Традиции и обычаи в организации, стиль работы и имидж во многом формируются благодаря создателю фирмы, ее руководителю. Осуществляя и воплощая свою мечту, основатели фирмы пытаются создать идеальный образ будущей организации.
Формировать компанию и управлять ей может такой руководитель, который не только обладает знаниями, но и способен обучать других, вносить необходимые изменения в деятельность организации. Он имеет определенный кредит доверия от коллектива, который зависит от его авторитета. Лидер - наиболее яркий приверженец групповых норм, но способность при необходимости выйти за установленные рамки является его дополнительным козырем.
Принципиальным моментом управленческой этики является готовность руководителя брать ответственность за промахи организации на себя, независимо от степени его персональной ответственности.
Поэтому все вышеперечисленные аспекты деятельности организации служат постоянной, повседневной заботой руководителя. Он прежде всего отвечает за создание в коллективе рабочей атмосферы и чувства уверенности в завтрашнем дне.
Взаимодействие руководителя и группы.
Организации состоят из групп людей, работающих вместе. Взаимодействия происходят внутри и между группами, и степень, в которой эти процессы формализованы, различается в зависимости от условий организации. Чтобы понимать организационное поведение и оказывать на него влияние, необходимо знать, как ведут себя группы. В частности, это означает рассмотрение характера:
• формальных групп;
• неформальных групп;
• процессов, которые происходят внутри групп;
• идеологии группы;
• сплоченности группы;
• понятия референтной группы и ее влияния на своих членов;
• факторов, влияющих на эффективность группы.
Формальные группы
Формальные группы создаются организацией для достижения определенной цели. В формальных группах собираются работники, имеющие навыки, необходимые для выполнения задания, при этом существует некоторая система, которая управляет, координирует и контролирует деятельность группы. Структура, состав и размер группы во многом зависят от характера задач, хотя традиции, организационная культура и стиль управления могут оказывать серьезное влияние на это. Чем более шаблонная задача ставится или чем четче она определена, тем более структурированной будет группа. В высокоструктурированной группе руководитель будет играть ведущую роль и может с успехом применять авторитарный стиль. Роль каждого члена группы в данном случае будет четко определена, и, вероятно, будет существовать иерархия власти. Чем более неопределенная задача стоит, тем труднее будет структурировать группу. Роль руководителя, вероятнее, будет сводиться к поддержке: он или она будет обращать внимание на стимулирование и координацию, а не на распоряжения. Стиль работы группы будет более демократичным, а индивидуальные роли — изменчивыми и менее ясно определенными.
Неформальные группы
Неформальные группы создаются работниками организации, которые имеют некоторую взаимную симпатию. Можно сказать, что формальные группы удовлетворяют потребности организации, тогда как неформальные — потребности своих членов. Одна из главных целей организационного проектирования и развития — гарантировать, насколько это возможно, что основы, на которых строится деятельность и допустимый и поощряемый образ действий группы, удовлетворяет потребности и тех, и других. Ценности и нормы неформальных групп могут работать против организации. Группы могут управлять собственным поведением и уровнем производительности, независимо от желаний руководства. Однако понимание процессов, протекающих внутри групп, может помочь руководителю заставить их работать на потребности организации, а не против них.
Процессы в группе
Как отмечалось выше, на способ функционирования групп влияют задачи и нормы организации. Дополнительным фактором является размер. В больших группах представлено больше разнообразных способностей, знаний и навыков, однако работникам труднее сделать свое присутствие в них ощутимым. Оптимальный размер группы, в отношении наибольшей вовлеченности сотрудников и разносторонности задач, — между пятью и семью. Но чтобы достичь требуемой широты знаний, иногда необходимо значительно увеличить группу, а это предъявляет повышенные требования к руководителю — он должен уметь привлекать людей к участию. Основные процессы, протекающие в группах, описаны ниже. Они включают в себя взаимодействие, обязательные и вспомогательные функции, идеологию, сплоченность, развитие группы и идентификацию с группой.
Взаимодействие групп
X. Ливитт (Leavitt, 1951) определил три основных канала коммуникации внутри групп. Они показаны на рис. 12.1.
Эти типы групп характеризуются следующими признаками:
• Группы-колеса — подходят для решения простых задач, работают быстрее, нуждаются в меньшей информации, чтобы решить проблему, допускают меньше ошибок, чем «группа-круг», но не меняются при изменении задачи.
• Группы-круги быстрее, чем группы-колеса, справляются со сложными проблемами.
• Многоканальные группы самые гибкие и с успехом работают в сложных, меняющихся ситуациях.
Степень удовлетворенности работников ниже всего в «группах-кругах», она достаточно высока в многоканальной группе, а в «группах-колесах» руководитель получает больше удовлетворения, чем рядовые члены группы
Обязательные и вспомогательные функции
В группах должны выполняться следующие функции:
• обязательные — выдвижение инициатив, поиск информации, диагностика, опрос мнений, оценка, принятие решений;
• вспомогательные — поддержка, компромисс, сохранение мира, внесение ясности, подведение итогов, установление норм.
Именно руководитель или руководители должны гарантировать, что эти функции эффективно исполняются. Группы без руководителя могут работать, но только в специальных условиях. Руководитель — официальный или назначивший себя сам — это почти самое главное. Стиль руководства влияет на образ действий группы. Если руководителя уважают, это повышает сплоченность группы и ее способность добиваться результата. Неуместно авторитарный стиль создает напряженность и возмущения. Попустительский стиль означает, что уважение к руководителю низко и группа работает недостаточно эффективно.