Тема 8. Синодик в Неделю Православия. Никифор Влеммид

Синодик в неделю Православия

Синодик был впервые составлен в 843 г., по случаю восстановления почитания святых икон. Позднее, с XI по XIV века, в него заносились пункты православного учения, сформулированные против новых еретиков, равно как и соответствующие анафематизмы этим еретикам. Напрасно бы мы стали искать в Синодике анафемы против латинян, монофизитов и несториан. Синодик отражает лишь те церковные распри, которые в Византии воспринимались как внутренние, – а этого нельзя было сказать не только о распрях с монофизитами, но даже с латинянами. Синодик начинается полемикой с иконоборцами и завершается, в основной своей части, опровержением ереси Варлаама и Акиндина и прославлением св. Григория Паламы, что было сделано на Константинопольском Соборе 1368 г.

В реальной церковной жизни Синодик, и без того достаточно пространный, читался с добавлениями к основной части. Некоторые из этих добавлений действовали в пределах значительных церковных областей (например, России, Болгарии, Сербии), а некоторые – лишь в пределах отдельных епархий.

В Российской Церкви обычай чтения Синодика (только при архиерейском Богослужении) сохранялся до 1763 г., а в уставах греческих Церквей он сохраняется до сих пор. Синодик в России был запрещен лично Екатериной II после того, как Митрополит Ростовский Арсений (Мациевич), используя свое право епархиального архиерея дополнять Синодик по своему усмотрению, прочитал его с добавлением анафемы на «обидящих святыя церкви». Екатерина усмотрела в этом намек на себя – и была абсолютно права, о чем и не догадывался Ростовский Митрополит. Святитель Арсений думал, что в тогдашних ограблениях церквей (имевших целью не столько секуляризацию их богатств, сколько подрыв влияния Церкви на общественную жизнь) были виноваты приближенные царицы, однако, тут дело было не в приближенных, а в ней самой. Святителю Арсению это стоило извержения из сана, лишения монашества и многих лет заключения, становившегося постепенно все более суровым и из которого он уже так никогда и не вышел, а Синодику – немедленного изъятия из практики Российской Церкви. Через несколько лет его заменило составленное под присмотром Екатерины краткое последование, лишенное почти всякого догматического содержания.

http://true-orthodoxy-bulgaria.webs.com/Synodik_slav.htm

Литература:

1. Горчаков, "Синодик, в неделю православия" (1893);

2. Петухов, "Очерки из литературной истории Синодика" 1895).

Никифор Влеммид

(1197 – ок. 1272) – визант. философ, ученый и обществ.-политич. деятель, последователь Михаила Пселла. Получил образование в Никее и преподавал там. Основал высшее учебное заведение в Смирне и в 1248 – монастырь вблизи Эфеса, где также открыл высшую школу. В религ.-филос. полемике по вопросу об отношении к зап. церкви склонялся, гл. обр. по политич. соображениям (получение помощи Запада), к унии с папским престолом. В его "Трактате по логике и физике" (1 ч., "Изложение логики" – Ἐπιτομὴ λογικῆς, 2 ч., "Изложение физики" – Ἐπιτομὴ φυσικῆς) прослеживается влияние Порфирия и философа 6 в. Давида Армянского. Трактат по физике основан в значит. степени на комментариях Симпликия, Олимпиодора, Филопона к соч. антич. философов. Наибольшее значение сам Н. В. придавал своему трактату по логике. В нем он рассматривал проблему универсалий (см. Migne, PG, v. 142, col. 693), проблему материи (см. тамже, col. 1037, 1040) и др. В мировоззрении Н. В. отразилась борьба номинализма и реализма, происходившая в Византии в 11–12 вв., причем сам Н. В. склонялся к номинализму. Политич. взгляды Н. В. тесно связаны с его педагогич. теориями, особенно в вопросе о воспитании гражд. добродетелей. По мнению Н. В., ни семья, ни общество не имеют такого значения в деле воспитания, какое имеет гос-во, просвещенный правитель, глубоко постигший философию (см. тамже, col. 658–74). В трактате "О добродетели" (Περί ἀρετῆς) Η. В. излагал свои взгляды на нравств. воспитание, считая, что разум с помощью науки способен поднять моральный уровень людей. Соч. Н. В. (в основном собранные у Миня) были широко распространены на Западе в лат. переводах и являлись проводниками влияния визант. философии на зап.-европейскую, в т.ч. и на мировоззрение деятелей итальянского Возрождения. Б.Горянов, 1970.

Вместе с семьей был вынужден перебраться из Константинополя, захваченного в 1204 крестоносцами, в Вифинию (в Малой Азии), где и занялся науками, в частности медициной, философией и богословием. Затем, благодаря патриарху Герману II, был назначен анагностом (“чтецом”), диаконом и логофетом (1224—25). Постригшись в монахи (1235), через десять лет стал игуменом обители 1ригория Чудотворца в Эфесе, а в 1248 основал собственный монастырь ок. Эфеса, ставший впоследствии метохом Галесийского монастыря (ок. 1273). Никифор прославился как педагог. Основной сферой его деятельности было аристотелианское толкование философских и богословских проблем. Участвовал в переговорах по поводу церковной унии (1234 и 1250). В своих сочинениях об исхождении Св. Духа пытался выработать примирительную догматическую формулу, чем и подготовил базу Лионской унии (1274). Составил краткие курсы логики и физики. Среди его литературного наследия — автобиография (в двух редакциях), написанная в апологетических тонах с элементами агиографического жанра. Автор аскетических произведений, трактата “О вере” (для своей братии), комментариев к псалмам (не изданы). Из естественнонаучных трудов следует отметить “Краткую географию” и “Историю земли вкратце” (где выдвигал идею о шарообразности Земли), “Слово о душе” и “Слово о теле”, вводные курсы “О логике” и “О физике”. Последние сочинения — сводка аристотелевской натурфилософии. Бибиков.

В философии был эклектиком, в религ. спорах - сторонником компромисса с католич. церковью. Будучи воспитателем имп. Феодора II Ласкариса, посвятил ему трактат "Об образе царя" (обязанностях царя). Принял монашество. Автобиография В. и переписка с царем и др. деятелями - ценный историч. источник.

Литература:

1. Барвинок В.И. Никифор Влеммид и его соченения. Киев: Типография акц. общ. "Петръ Барскiй въ Кiеве", 1911, 419 с.;

2. Жаворонков П. И. О философских взглядах Никифора Влеммида // Культура и общественная мысль. М. 1988. 94–99.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: