Проблема взаимоотношений человека и природы

1. Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой природы создаётся обращениями: «Сыпь ты, черёмуха, снегом,//Пойте вы,птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный,//край ты мой, пустырь» и др. Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог передать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черёмуха машет рукавом». Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озёра, реки, мир животных и мир растений – всё связано с образом лирического героя. Человек и природа неразделимы! Взаимопроникновение и слияние мира человека и мира природы, антитеза весеннего цветения и осеннего увядания, образ «страны берёзового ситца» в стихотворении Есенина «Не жалею, не зову, не плачу». Подчинённость человеческой жизни законам природы и в «Отговорила роща золотая».

2. Часто пейзаж в произведениях – один из ключевых символов, лейтмотивов. Например, в «Тихом Доне» Михаила Шолохова солнце будет сопровождать Григория Мелехова на всём его дальнейшем мучительном пути. Исповеди героя происходят на фоне символического пейзажа – оттаявшего чернозёма, трели жаворонка, высокого и гордого солнца. В описании похорон любимой Аксиньи в очередной раз возникает образ, сопровождавший Григория на всём его мучительном пути. Чёрное небо, чёрное солнце – солнце мёртвых. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу, Всё отняла у него, всё порушила безжалостная смерть».

3. На сопоставлении любви с природными стихиями строится одно из цветаевских стихотворений «Мировое началось во мгле кочевье». Любовь воспринимается лирической героиней как событие, в котором участвует природа.

Мировое началось во мгле кочевье:

Это бродят по ночной земле – деревья,

Это бродят золотым вином – грозди,

Это странствуют из дома в дом – звёзды,

Это реки начинают путь – вспять!

И мне хочется к тебе на грудь – спать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: