Проблема любви к родине, проблема русского характера

В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов находится проблема русского национального характера. В произведениях Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке", Б. Васильева "А зори здесь тихие", М. Шолохова "Судьба человека", В, Распутина "Пожар", А. Солженицина "Матренин двор "(В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в "самую нутряную Россию" и находит человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности - Матрёну Васильевну Григорьеву. По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она "не могла отказать" и даже "покидала свой черёд дел". При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, неверность и ненужность материальных благ. Матрёна "не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами". Всё это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрёны)

В. Г. Распутин «Последний срок» (1970), «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) По мысли В. Распутина, с любви к малой родине начинается формирование сознания человека - первоосновы всех его поступков и дел. В ряду многих качеств, составляющих внутренний мир человека, патриотизм утверждается писателем как коренное, необходимое свойство личности. Любовь, верность, почитание Родины, по наблюдениям писателя, проявляются в скрупулезном знании подробностей отечественной истории, в уважительном сбережении в памяти примет своей малой родины, в неподдельном чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей земли. Писатель справедливо полагает, что высший смысл своей жизни русский человек видит в служении Отечеству, как ценности имеющей всеобъемлющий характер. В. Распутин выступает защитником духовной сущности патриотизма. Писатель подчеркивает, что это чувство обязательно должно быть деятельным, должно побуждать человека к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. Такого рода деятельность является не только непременным условием истинного патриотизма, но и его критерием. Очень важно каждому чувствовать себя не случайным человеком на Земле, а продолжателем и продолжением своего народа. Это чувство не может прийти само по себе, оно рождается в сознании человека, осмысляющего те деяния, которые были совершены его нацией на протяжении всей истории своего развития. Именно такое чувство В. Распутин и называет истинным патриотизмом. По мысли прозаика, характерная черта русского человека - привязанность к России в целом и к родным местам, к языку, к соотечественникам.

Русскими людьми владеет, прежде всего, ощущение связи с Отечеством, семьей, национальной средой. Отсюда его самозабвение в общих начинаниях, в делах во имя Родины.В повести «Прощание с Матёрой» ярким воплощением народного характера является образ Дарьи, которая значительно превосходит односельчан силой духа, твердостью характера, независимостью. Но самобытность и мощь характера героини В. Распутина определяются отнюдь не ее, как может показаться, отгороженностью от внешнего мира. Напротив, её человеческий потенциал во многом зависит от её укоренённости в народной жизни. Автор подчеркивает, что она выделяется среди матёринских старух «своим строгим и справедливым характером», прежде всего, потому, что сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны «прежним людям, полным строем ушедшим на покой». Эта обращенность героини к опыту прошлого, к своим предкам свидетельствует о данном ей драгоценном чувстве рода, ощущении того, что лишь «в малой доле живет сейчас на земле». По убеждению В. Распутина, в своем духовном проявлении человек в каждый момент своей жизни связан с движением времени: прошлым, настоящим и будущим.

Проблема наркомании.

Употребление наркотиков (как и когда-то алкоголя) стало фактически повсеместной проблемой. Возможно, через какое-то время будут говорить, что и наркомания - наше "исконное утешение". Видимо, кто-то, как и прежде, заинтересован изъять из истории следы того мира, в котором столетиями охранялась и строилась жизнь православного человека. Однако накануне крушения Российской империи в сознании русского общества наркомания воспринималась как что-то скандальное, экзотическое. В "высшем свете" полушепотом обсуждалось пристрастие к наркотикам князя Ф.Ф. Юсупова. В большей степени наклонность к наркотикам проявлялась в бандитских притонах. Свидетельства о наркоманах-одиночках или маленьких группах мы находим в литературе тех лет: повести "Молох" Куприна, "Роман с кокаином" Агеева, рассказ Булгакова "Морфий". Кокаин и морфий появились в богемно-эзотерических салонах авангардистов - как атрибутика эпатажной революционности новых искусств. Традиционное православное мировоззрение русского народа не позволяло наркомании в России превратиться в общественно значимую проблему.

Чингиз Айтматов один из первых поднял эту тему в художественной литературе.
В его романе «Плаха» сильное впечатление производит начало: сцена бойни сайгаков, когда, подобно пожару в Африке, мчатся рядом леопард, антилопа, тигр – все вместе, потому что общая беда гонит. Так и люди должны сплотиться в борьбе с общей бедой – наркоманией. Действительно, Ч. Айтматов первый открыто сказал, что наркомания есть, она набирает силу. И мы с вами должны знать природу этого явления, пути распространения, возможности борьбы.

II. ЧЕЛОВЕКи ГОСУДАРСТВО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: