Благоприятными условиями для быстрого развития временного коллектива (отряда) в детском оздоровительном лагере являются ограниченность по времени существования, интенсивная совместная деятельность детей, простор для творчества каждого. Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.
Временный детский коллектив лагеря наряду с общими признаками, характерными для всех коллективов, обладает специфическими чертами:
ü сроком жизнедеятельности и цикличностью (завершенность развития),
ü специфическим составом (временное объединение членов различных постоянных коллективов),
ü разновозрастным составом,
ü характерной организацией жизни (временная автономия детей от непосредственного влияния семьи, класса, товарищеских групп по месту жительства),
ü круглосуточным контролем воспитателей.
Необычно быстрое развитие коллектива в лагере обеспечивается благодаря автономности и высокой контактности детей, многоплановости действия, интенсивности дружеского делового общения, неформальным отношениям, разносторонней взаимной информацией, сходной направленности интересов детей, коллективному характеру жизни в новых условиях.
Временный детский коллектив выступает организатором разнообразной деятельности, в которой от каждого ребенка требуется максимальная самоотдача. В лагере каждый ребенок принимает участие в 30 – 50 мероприятия и делах за смену. Подобный объем воспитательной работы осуществляется в условиях школы более чем за полгода. Разнообразие форм работы позволяет всем желающим найти себе дело, стать ее субъектом. Есть также возможность заняться любимым делом в клубе, кружке, секции, мастерской.
Индивидуальные интересы гармонично сочетаются с коллективными, когда дети выступают организаторами или участниками праздника, соревнований, выставок в лагере. Временный детский коллектив характеризуется интенсивностью общения благодаря эмоционально-психологической атмосфере жизни. В тесном, активном общении полнее выявляются качества личности. Межличностные взаимоотношения достигают высокого уровня в результате постоянных контактов и смены социальных ролей.
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие стадии формирования коллектива (по Станкину М.И):
– Номинальная стадия. Этап формирования целостности коллектива. Вожатый действует авторитарно, знакомит детей с задачами,
целями, перспективой деятельности. Формируется актив коллектива.
– Стадия ассоциации. Опора на актив, общественное мнение коллектива становится более сильным регулятором нравственного поведения учащихся.
– Стадия кооперации. Вожатый действует через актив, не исключая индивидуальную работу. Функция коллектива – формирующая.
– Стадия автоматизации. Коллектив обособляется от других коллективов. Каждый начинает предъявлять к себе высокие требования, только после этого группа учащихся становится настоящим коллективом.