· Объект исследования очень обширный. Например, потребители продукции глобальной компании — огромное количество территориально разбросанных рынков.
· Существует необходимость в сборе первичной информации.
Объём выборки[править | править вики-текст]
Объём выборки — число случаев, включённых в выборочную совокупность. Из статистических соображений рекомендуется, чтобы число случаев составляло не менее 30—35.
Зависимые и независимые выборки[править | править вики-текст]
При сравнении двух (и более) выборок важным параметром является их зависимость. Если можно установить гомоморфную пару (то есть, когда одному случаю из выборки X соответствует один и только один случай из выборки Y и наоборот) для каждого случая в двух выборках (и это основание взаимосвязи является важным для измеряемого на выборках признака), такие выборки называются зависимыми.
Примеры зависимых выборок:
· пары близнецов,
· два измерения какого-либо признака до и после экспериментального воздействия,
· мужья и жёны
· и т. п.
В случае, если такая взаимосвязь между выборками отсутствует, то эти выборки считаются независимыми, например:
· мужчины и женщины,
· психологи и математики.
Соответственно, зависимые выборки всегда имеют одинаковый объём, а объём независимых может отличаться.
Сравнение выборок производится с помощью различных статистических критериев:
· t-критерий Стьюдента
· Критерий Уилкоксона
· U-критерий Манна-Уитни
· Критерий знаков
· и др.
Виды плана построения групп из выборок
Выделяют несколько основных видов плана построения групп:
1. Исследование с экспериментальной и контрольной группами, которые ставятся в разные условия.
· Исследование с экспериментальной и контрольной группами с привлечением стратегии попарного отбора
2. Исследование с использованием только одной группы — экспериментальной.
3. Исследование с использованием смешанного (факторного) плана — все группы ставятся в разные условия.
Типы выборки
Выборки делятся на два типа: вероятностные и не вероятностные