Основные понятия и функции научного исследования

Наука и процесс познания

Глава 1. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Существует множество различных определений науки. Например следующие:

наука – сфера исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

наука – совокупность теоретических знаний о реальной действительности.

«…в конечном счете наука есть не что иное, как здравый рассудок и опыт, очищенные от примесей и выраженные в предельно ясных понятиях»

Последнее определение принадлежит чешским ученым З. Издебскому и Е. Тудрею. Оно примечательно тем, что показывает возможность заниматься наукой любому человеку. В этом нет ничего таинственного и недоступного. Главное – знать и уметь применять научные методы, проводить научные исследования.

Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.

Понятие «исследование» тесно связано, а иногда рассматривается как синоним других понятий.

Изучить

  1. Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять
  2. Постичь учением, усвоить в процессе обучения
  3. Научно исследовать, познать

Анализ –

  1. Всесторонний разбор, рассмотрение
  2. Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо
  3. Синоним научного исследования вообще

Исследовать –

  1. Осмотреть для выяснения, изучения чего-либо
  2. Подвергнуть научному изучению

Научные знания обладают следующими признаками:

  • систематизированностью, логической организованностью
  • теоретическим характером (обобщениями)
  • выражены научным языком, т. е. четко очерченными понятиями

Истинность научных знаний обеспечивается:

  • использованием научных методов
  • воспроизводимостью результатов
  • «интерсубъективностью», т. е. получением одних и тех же результатов независимо друг от друга несколькими учеными

Известный философ О. Конт, отвечая на вопрос, в чем заключается основной смысл проведения научных исследований, сказал: «Знать, чтобы предвидеть». Обычно к основным функциям научного исследования относят следующие:

  1. Получение нового знания, расширяющего представление человека об окружающей действительности
  2. Совершенствование используемых человеком изделий, продуктов, технологий, процессов и т. п.
  3. Подготовка научных кадров

Можно выделить следующие основные стадии проведения научного исследования:

  1. Постановка проблемы, определение цели исследования
  2. Поиск информации о попытках решения проблемы или (и) связанных с нею задач
  3. Выдвижение гипотезы о путях решения проблемы
  4. Разработка плана исследования
  5. Сбор, оценка, проверка, систематизация релевантной информации, установление научных фактов
  6. Обработка и анализ полученной информации, уточнение гипотезы
  7. Определение путей решения проблемы (подтверждение гипотезы), получение новых знаний
  8. Проверка полученных результатов, формирование элементов теории
  9. Определение возможности использования новых знаний на практике, оценка эффективности
  10. Разработка мероприятий по практической реализации новых знаний

Не всегда исследование включает в себя все эти стадии. Исследователи могут не ставить перед собой задачи практического использования полученных результатов. Кроме того, по мере получения и анализа результатов, может потребоваться уточнение проблемы, корректировка плана исследований и т. п. Но как показывает опыт проведения исследований, они чаще всего осуществляются по этому сценарию.

Важное значение имеет выдвижение гипотезы, определяющей направление исследования.

Гипотеза – предполагаемое, возможное объяснение известных или новых фактов, их взаимосвязи между собой, причин их возникновения; решение проблем и т. п. Не всякое предположение или простая догадка являются научной гипотезой. Часто называют следующие условия, соблюдение которых позволяют считать гипотезу научной:

  • гипотеза должна находиться в соответствии с установленными наукой законами
  • она должна опираться на все имеющиеся в данной области факты, объяснять их
  • гипотеза должна подлежать возможности практической, экспериментальной и вообще эмпирической проверке

Гипотеза – это форма вероятного знания, поскольку его истинность или ложность еще не установлены. Для проверки гипотезы используются различные формы и методы научного познания.

Формы и методы научного познания (исследования)

Методы научного познания можно разделить на методы получения информации, методы ее обработки и методы получения нового знания (см. рис. 2)

 Рассмотрим общенаучные методы получения информации в процессе исследования. Наиболее известным методом, применяемым практически в каждой отрасли науки, является наблюдение.

Наблюдение – элементарный познавательный процесс, состоящий в целенаправленном, организованном, систематическом восприятии предметов и явлений реальности. Надо отчетливо представлять себе, чем наблюдение, как научный метод, отличается от «смотрения» на окружающих, на растительность, на другие окружающие любого человека объекты и явления действительности.

Признаками именно научного наблюдения являются:

  1. Связь с решением определенной исследовательской задачи. Наблюдающий должен иметь конкретную цель.
  2. Планомерный и организованный характер. Как известно из менеджмента, любая целенаправленная деятельность должна быть организована и спланирована.
  3. Систематичность, исключающая ошибки случайного происхождения. Нельзя делать выводы на основе одного наблюдения. Наблюдений должно быть столько, чтобы исключить случайность, не типичность происходящего.

Специфическим видом наблюдения является измерение.

Измерение – особый вид наблюдения, дающий информацию о количественных отношениях, характерных для измеряемого объекта. Некоторые исследователи довольно категорично заявляют, что неизмеримые процессы и явления не могут считаться научными. Что судить, о чем бы то ни было можно только при условии измеримости, то есть возможности количественной оценки происходящего.

Зачастую для получения научного знания необходимо не просто наблюдать, а увидеть реакцию предмета наблюдения на какие-то события, которые часто сами по себе происходят редко, или вообще могут не произойти. Тогда используется еще один научный метод: эксперимент.

Эксперимент – активное воздействие на объект (предмет) исследования, на окружающую его среду и наблюдение за происходящими изменениями.

Все, что становится известным в результате использования методов получения информации, должно быть тем или иным образом зафиксировано. Тогда эта новая информация превращается в факты.

Факты – ставшие известными в результате наблюдений, измерений, экспериментов и т. п. фрагменты реальности, зафиксированные с помощью тех или иных документов.

Достоверность научных фактов зависит от добросовестности исследователей и от правильного применения инструментов исследования.

Далее происходит обработка полученной информации. При этом используются следующие методы.

Классификация – распределение данного множества предметов на «классы» (виды, типы, группы и т. п.) по определенному общему для каждого класса признаку. Часто классификация является начальным этапом исследования, позволяющая тем или иным образом упорядочить объекты и предметы исследования, а также зафиксированные факты. При этом различают естественную и искусственную классификации.

Естественная (научная) классификация – осуществляется по существенным объективным признакам, характеризующим предметы множества. Космические объекты классифицируются на «звезды», «планеты», «астероиды», «спутники» по вполне определенным и, главное, объективным критериям. На Земле различают океаны, моря, озера также по определенным объективным признакам.

Искусственная (вспомогательная) классификация - осуществляется по любым признакам субъективного характера, помогающим упорядочить тем или иным образом предметы множества. Каждый человек свою библиотеку размещает на полках по своему разумению. Кто-то может классифицировать книги по признаку «любимые», то есть регулярно перечитываемые, и «все остальные». Кто-то размещает книги по жанрам: классика, фантастика, историческая и т. д. А иногда книги на полках расставляются по размеру. Это все примеры искусственной, субъективной классификации.

Более содержательную информацию при обработке полученных данных несет метод «описание».

Описание – систематизация данных, полученных в результате наблюдения, измерения, эксперимента средствами естественного языка, статистическими методами, графическими методами и др. Этот метод является очень важным. Описание бизнес процессов, построение таблиц и графиков позволяет не только увидеть полученную информацию в упорядоченном виде, но и облегчает в дальнейшем ее анализ.

Для получения нового знания используются следующие методы.

Сравнение – установление сходства или различия в явлениях, объектах, процессах. Сравнения помогают установить различия или (и) сходства разных объектов. Сравнения позволяют обнаружить тенденции в развитии процессов, вскрыть происходящие в них изменения. Один из наиболее часто используемых инструментов менеджмента «benchmarcing» основан на использовании именно этого научного метода.

Широко применяемыми методами научного познания являются анализ и синтез.

Анализ – как метод исследования состоит в разделении целого, сложного явления (объекта) на его составные части (элементы) и изучение отдельных сторон, свойств, связей выделенных частей.

Синтез – метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей отдельных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления (объекта) и постижение целого в его единстве.

Все науки пользуются методами анализа и синтеза. Причем в естественных науках, прежде всего в физике и химии, эти методы применяются не только теоретически, но и практически. Например, в физике с помощью синхрофазотронов атомы и их составляющие разбиваются на мельчайшие частицы, чтобы понять, из чего состоит материя. А синтез используется для получения термоядерной энергии.

Еще два метода, также широко используемые в самых разных науках, - это индукция и дедукция.

Индукция – эмпирические методы перехода от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям, общим выводам и заключениям.

Научная индукция включает в себя ряд правил.

Обобщающее правило научной индукции позволяет сделать вывод (наблюдая одинаковые изменения «В» объектов «а», «в» и «с», принадлежащих множеству «А», под определенным воздействием «®» на каждый из объектов), что воздействие «®» на любые элементы множества «А» приводит к определенному их изменению «В»:

А Ì а, в, с

а ® В

в ® В

______с ® В______

А ® В

Например. При проведении исследования свойств металлов: стали, меди, никеля обнаружилось следующее. Сталь при нагревании расширяется. Медь при нагревании расширяется. Никель при нагревании расширяется. Можно сделать обобщенный вывод: металлы при нагревании расширяются.

Наряду с обобщениями научная индукция позволяет искать любые формы связи между явлениями, процессами, предметами объективного мира. Наиболее полно правила научной индукции разработали Ф. Бэкон и Дж. С. Милль (см. табл. 1).

В качестве методов экспериментального исследования бэкон-миллевские правила индукции эффективны лишь в простых ситуациях, когда сложное явление разложимо на обозримое число простых элементов. К индуктивным методам относятся и статистические методы. Их особенность заключается в том, что они применяются к массовым событиям, и поученные результаты относятся не к каждому отдельному члену изучаемого множества явлений, ко всему множеству в целом.

Дедукция - метод выведения новых истин на основе известных знаний с помощью законов и правил логики.

Правило научной дедукции позволяет сделать логический вывод (обнаружив объект «а», который по своим характеристикам позволяет считать его принадлежащим множеству «А», объекты которого под определенным воздействием «®» изменяются одинаковым образом «В»), что под воздействием «®» произойдет изменение объекта «а», обозначенное как «В»:

А ® В

______а Î А______

а ® В

Например. Известно, что все металлы при нагревании расширяются. Обнаружено вещество, которое отнесено к металлам. Логично предположить, что это вещество при нагревании расширится.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: