Образы субъективной реальности в психологии

Целостное описание психологической организации человека возможно при использовании особых способов видения человеческой субъективности и средств ее изучения. Целостность сложного объекта познания, каким является человек, сохраняется, если рассматривать его через различные проекции (образы целого), сохраняющие в себе сам принцип целостности.

Так, в качестве особой проекции человека Б.Г.Ананьев выделял его индивидность. Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания».

Начало индивида не есть одномоментный акт его творения родительской парой, оно имеет более глубокие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный приходит во внешнюю среду с определенной историей развития.

Особая проекция человека как целого - это его бытие в качестве субъекта. Субъектность представлена 5 составляющими: желанием (потребности, мотивы), чувством, разумом (познавательные процессы), характером, способностями.

Душевная жизнь в качестве субъективного непосредственного самобытия (бытия самости) есть целый особый мир и в этом смысле - непосредственно очевидная реальность. Субъектность человека стоит как бы на пороге между его душевным и духовным бытием; это место, где духовное (значимое и осмысленное в самом бытие) проникает в душу. Становление человека субъектом собственной жизнедеятельности - освоение норм и способов человеческой деятельности, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей - есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека.

Широко употребляемым в психологии является понятие личности. Личность - это прежде всего персонализированная, самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым — для себя. Б.Г.Ананьев отмечает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий и многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на 2-3 годах жизни.

Личность - это человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Личные ценности, свобода, самостоятельность, ответственность, достоинство личности, перспективы, стратегия жизни и цели составляют психологические образования личности. Именно личность есть то, что составляет подлинное единство нашей душевной жизни, ее субстанциальную и вполне определенную форму.

Индивидуальность в психологии принято считать высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека; это своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта и как личности. Человек как индивидуальность - это уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Глубинно-смысловые отношения, ценностные ориентации, совесть, вера человека - главные «измерения» его подлинной индивидуальности. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», Б.Г.Ананьев отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность - это его глубинное измерение.

Человек как индивидуальность раскрывается в самобытном, авторском «прочтении» социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («необщего») лица, в следовании голосу собственной совести.

Основанием правомерности представления человека как индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности является религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека - телесной, душевной, духовной. При этом телесное бытие человека есть его характеристика как индивида. Душевная или собственно психологическая реальность соотносима с описанием человека как субъекта. Духовная суть человека раскрывается через личностные, индивидуальные и универсальные формы бытия человека.

Описанные образы субъективной реальности, приведенные нами из учебного пособия В.И.Слободчикова, Е.И. Исаева «Психология развития человека», составляют онтогенетические ступени ее становления и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: