Базисные общности, или ступени развития субъектности

Каждая человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность, характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности, ее предметом. В построении любой человеческой общности участвуют, по крайней мере, двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. Не обязательно, что новая общность строится с новым человеком (людьми). Это может быть тот же самый человек, но в новой жизненной позиции. Сущ. 5 ступеней субъектности:

1) Оживление. Ребенок вместе с родным взрослым (биологической матерью или человеком, выполняющим материнскую функцию) начинает строить общение, сначала не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эпохальным культурным событием этой ступени развития субъекта является то, что ребенок осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. Кардинальное приобретение данной ступени - «оживление» тела человека в сенсорных, двигательных, общительных, действенных измерениях.

2) Одушевление. Ребенок вместе с близким взрослым осваивает общения в совместных имитационно-предметных действий с реальным партнером, и изобразительно игровых действиях с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в начале новой ступени развития - это прямохождение и речь - как способы первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть, что именно здесь человек впервые открывает для себя свою собственную самость («Я сам!»), осознает себя субъектом собственных хотений и умений.

3) Персонализация. Партнером растущего человека становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей («учитель», «мастер», «наставник» и др.). Вместе со взрослым подростки осваивают правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия (в науке, искусстве, религии, морали, праве). На этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии, принимает ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

4) Индивидуализация. Партнером молодого человека становится (в пределе) человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредованные системой общественных ценностей и идеалов. Индивидуализация общественного «инвентаря ценностей» по мерке личностной позиции человека - суть данной ступени развития. Отделяясь от оценок окружающих, преодолевая профессионально-позиционные или конфессионально-политические детерминации своего поколения, человек становится ответственным за собственную самость, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома.

5) Универсализация (выход за пределы сколь угодно развитой индивидуальности). Соучастником в построении и собеседником в осмыслении универсального события (той формы общности, в которой потенциальная эквивалентность человека миру становится актуальной), - является Богочеловечество.

схема периодов и стадий В.И. Слободчикова приводит примерные временные границы возрастных интервалов

Ступени Субъектности Период становления событийности Период становления самобытности
Кризисы рождения Стадия принятия Кризисы развития Стадия освоения
Оживление Родовой кризис – 2 мес. +\- 3 нед Новорожденность 3 нед. – 3,5 мес. Кризис новорожденности 3,5 – 7 мес. Младенчество 6 – 12 мес.
Одушевление Кризис младенчества 11 – 18 мес. Раннее детство 1,5 – 3 года Кризис раннего детства 2,5 – 3,5 года Дошкольное детсво 3 – 6,5 лет
Персонализация Кризис детсва 5,5 – 7,5 лет Отрочество 6,5 – 11,5 лет Кризис отрочества 11 – 14 лет Юность 13 – 18 лет
Индивидуализация Кризис юности 17 – 21 год Молодость 19 – 28 лет Кризис молодости 27 – 33 года Взрослость 32 – 42 года
Универсализация Кризис взрослости (кризис индивидуальной жизни) 39 – 45 лет Зрелость 44 – 60 лет Кризис зрелости 55 – 65 лет Старость 62 - …

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: