Закономерности развития субъективности в онтогенезе

Объект развития. Объектом (источником, ситуацией) развития субъективной реальности является событийная общность, как особое пространство, где происходит рождение и развитие субъективности человека. Если человек не попадает в определенную общность или выпадает из нее, то у него не складывается или оказывается травмированным какой-то орган, связующий его с миром людей, с культурой, а потому не складываются и соответствующие способности, развитие которых и обеспечивается через данный канал.

Для Л.С.Выготского главным источником психического развития является «социальная ситуация развития». Социальная ситуация развития - это каждый раз своеобразное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

В общем виде ситуация развития - это совокупность предпосылок и условий, преобразуемых в пространство связей и отношений между соучастниками, которые и создают динамизм, напряженность и внутреннюю противоречивость ситуации. Ребенок зарождается, рождается и живет в системе живых, хотя и разнородных связей с другими людьми (первоначально с матерью, близкими, дальними). Сам ход развития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, события другими формами - более сложными и более высокого уровня развития.

Условия и предпосылки развития. Родившийся человек должен сразу, с первого шага реализовать свой человеческий способ жизни, но специальных, готовых средств такой реализации у него изначально нет. Таково бытийное противоречие человеческой жизни. Данное противоречие человек вынужден решать каждый раз практически, подтверждая и утверждая собой саму возможность быть человеком.

Субъективность не усваивается в готовом виде извне. Теории развития низводит природные качества человека до простого безразличия, до почвы, на которой, создав соответствующие условия, можно «вырастить» любое свойство. И на оборот обусловленности делают ничтожной саму возможность человека быть самодействующим, саморазвивающимся существом.

Для становления человеческой субъективности природное и общественное, социальное и биологическое есть прежде всего «материал», из которых живущий человек строит принципиально другое, способствующее превращению в свое и противостоящих ему его собственной природности и его же собственной социальности.

Движущие силы развития субъективной реальности. Обособление - это отделение (психологическое, социальное и т.п.) ребенка от взрослого. Отождествление - это связывание, единение ребенка и взрослого (людей друг с другом).

Индивидуализация - процесс оформления уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности, относительной автономности. Социализация - врастание индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей. Д.И. Фельдштейн отмечает, что процессы индивидуализации - социализации «есть моменты единого процесса социального развития. необходимо предполагают друг друга.

Факт рождения есть скачок в развитии, главной особенностью которого является начало процесса обособления. В ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что в принципе является фундаментальным условием становления индивидуальных способностей.

Механизмы развития субъективности. Одним из конкретных механизмов развития является подражание. Важно учитывать, что подражание - это «повторение без повторения», встречное поведение (улыбка на улыбку и т.д.), поведение одного для другого, причем взаимно: ребенка для взрослого и взрослого для ребенка.

В реальном общении взрослого и ребенка судьба подражательных форм может сложиться различно: некоторые из них ценностно поддерживаются взрослым, становясь ритуализированными системами действий (типа аккуратности, этикетного поведения и т.п.); другие, не получив соответствующей поддержки, могут либо отмереть, либо приобрести неосознаваемый характер привычек, защитных действий.

Рефлексия есть то, что обеспечивает выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее, для суждения о ней.

Направления, формы и результаты развития субъективной реальности. Изначально процесс становления субъективности осуществляется в общественно заданных формах обучения и воспитания - или в общественно заданном способе образования индивида, становления его культурно-историческим субъектом; однако само развитие не тождественно обучению и воспитанию и не параллельно им. Тот или иной тип образования оказывается формой, в которой осуществляется и результируется процесс развития, он же задает и общее направление самому этому процессу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: