II. Психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребёнка

2.1 Теоретические подходы к рассмотрению роли отца в воспитании детей.

Существует несколько подходов к рассмотрению роли отца.

Пред­ставителями психоаналитического направления выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребен­ка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребен­ка до 4 лет. 3. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка:

o отец - воплощение силы, как объект восхищения и любви;

o отец - объект реализации потребно­сти в безопасности и защите;

o отец - авторитет, который наказывает за проступки и таким образом регулирует поведение, а в дальнейшем моральные установки человека.

Любовь матери — безусловная любовь, принятие и теплота — обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии, создает базу для развития. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен, что в любой момент может вернуться к матери. Об этом говорят исследования и теоретические посылки Э. Эриксона, К. Хорни, Д. Вииникотта, М. Кляйн, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и таким образом дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом — это быть носителем истины, нормы в семье. Когда отец — носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности; и уверенности у других членов семьи.

S. Barth рассматривает отца как единственного взрослого в жизни ребенка, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Он подчеркивает также, что отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений. М. Кляйн, исследовавшая взаимоотношения матери и ребенка, гово­рит о том, что отношения с отцом даже на развитии совсем маленького ребенка сказываются положительно. [6]

Представители бихевиорального направления рассматривают от­цовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Причем классический бихевиоризм видел в отце только важней­ший элемент среды, который усиливал или пресекал определенные реакции ребенка, таким образом воспитывая правильные реакции. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является еще и моделью, наблюдая за которой, ребенок учится.

Исследователи семейной психологии рассматривают семью как систему, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента. Все члены семьи находятся во взаимосвязи друг с другом и взаимовлияют друг на друга. Зная вклад каждого члена семьи в систему, можно сказать, что семья как система будет нестабильна или неустойчива при отсутствии любого из компонентов.

Итак, можно выделить следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца:

a) Отец как кормилец — исторически сложившаяся и закрепившаяся роль мужчины как кормильца семьи. Мальчиков с детства ориентируют на выполнение этой роли, которая дает семье необходимое чувство безопасности и уверенности.

b) Отец как защитник — также исторически закрепленная функ­ция мужчины. Отец выполняет функцию социальной защиты, предоставляя своим детям возможности образования, обучения, выбора профессии, а также опосредованно через собственный социальный статус и экономиче­ский класс.

c) Отец как воспитатель — история показывает множество приме­ров, когда воспитание и образование подрастающего поколения было делом мужчины-отца. Отец не только прививает нормы и правила поведения, но и во многом может вносить вклад в профессиональный выбор ребенка, расширяя его кругозор, занимаясь, особенно с мальчи­ком, каким-либо совместным делом.

Таким образом, роль отца является одной из важнейших как для но­вого поколения, так и для развития личности самого отца и многогранных социальных ролей, имеет глубокие исторические корни, но, несмотря на важность и длительную историю, достаточно мало изучена. Социальные предписания по ее выполнению и представления о ее сущности представлены в социальных стереотипах, однако они зачастую противоречивы. [6]

2.2 Роль отца в личностном, интеллектуальном, нравственном и полоролевом становлении ребенка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как:

§ доступность для ребенка,

§ включенность в совместную деятельность с ним,

§ ответственность за материальное обеспечение,

§ ответственность за организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка.

Можно выделить следующее:

ü Влияние отца зависит от пола ребенка. Одни и те же черты отца могут прекрасно влиять на развитие мальчика, но в значительно меньшей степени стимулировать формирование девочки, и наоборот.

ü Это влияние зависит от положения отца в семье. Сила и доминантность отца могут играть положительную роль в развитии как интеллекта, так и личностных особенностей и интересов ребенка, а авторитарность и склонность к наказаниям – отрицательную.

ü Играет роль и положение отца в обществе, его удовлетворенность своей работой и статусом.

ü Значение отца никак не связано с его биологическим отцовством: оно определяется всей системой отношений в семье и за ее пределами. [1]

Также следует учитывать, что для ребёнка родители являются:

v источником эмоционального тепла и поддержки.

v властью, высшей инстанцией распорядителем благ.

v образцом и примером для подражания,

v другом и советчиком.

Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует" первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком. [14]

Впервые об отцовстве и отцовском влиянии на развитие личности ребенка заговорили в начале XX в. в рамках исследований, проводи­мых на базе психоаналитической школы.

3. Фрейд акцентировал внимание на роли отца в становлении полоролевой идентичности и на том, как преодоление Эдипова комплекса (или комплекса Электры) сказывается на дальнейшем формировании пове­дения и возможных отклонений в развитии сексуальности и характера человека. Отец является ключевой фи­гурой в жизни ребенка, он определяет жесткие рамки формирования личности мальчика в условиях страха кастрации и выраженной любви к матери, которая выступает как объект влечения и только, для девоч­ки отношения с отцом определяют ее дальнейшие ожидания по отношению к мужчине. [6]

Э. Фромм полагает, что младенец в момент рождения испытывает страх смерти, однако он несколько предохранен от чувства тревоги, связанной с отделением от матери самим кризисным процессом рождения. Новорожденный воспринимает пока только положительное действие тепла и пищи, не отличая их от источника - матери. Мать - это тепло, пища, состояние удовлетворения и безопасности. Внешняя реальность, люди и вещи пока имеют значение лишь в той степени, в какой они удовлетворяют или фрустрируют физиологические потребности.

Ребенок растет, развивается и постепенно приобретает способ­ность воспринимать вещи как они есть. Он учится общаться с людьми, вступая в отношения с ними. Со временем связь с матерью несколько утрачивает свое жизненно не­обходимое значение, и вместо этого все более важными стано­вятся взаимоотношения с отцом.

Связь с отцом совершенно иная. Отец имеет слабый контакт с ребенком в первые годы его жизни, не идущий ни в какое сравнение с материнским.

Таким образом, по мнению психоанали­тиков, функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца — учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился. [6]

Для семьи в целом и для обоих родителей как личностей рождение ребенка является вехой в развитии и представляет собой стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, и эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удавалось с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки является провоцирующим моментом для возникновения у нее тревожно-депрессивных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий.[12]

Позднее отец помогает развитию ребенка через игры. Игры с отцом, в отличие от игр с матерью, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство без­опасности и тепла, помогают развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка.[1]

По мнению В. Фтенакиса, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако его исследования показали, что данное положение справедливо только для мальчиков. Фтенакис объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужско­го подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девоч­ках. Обследование проведенное G.S. Весkег, показало, что дети, отцы которых вовлечены в про­цесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год. [6]

S. Barth полагает, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение, так или иначе, выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисци­плинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя за одни поступки и наказывая за другие. Это важно, т.к. именно родители удовлетворяют потребности ребенка, т.к. он взаимодействует с окру­жающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей.

Главными факто­рами, влияющими на усвоение моральных норм, являются:

§ страх потери любви родителей;

§ идентификация с родителем, о которой говорил еще 3. Фрейд;

§ развитие эмпатии и чувства вины первона­чально через оценку родителей, а затем через объяснение последствий действий ребенка.

По мнению Хоффмана, именно идентификация является наиболее важным фактором, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. То, что любовь отца условна, по мнению S. Barth является важнейшим фактором морального развития ребенка. К похожему выводу пришла О.Б. Чиркова, которая в своем исследовании обнаружила, что отец играет более важную роль в формировании у ребенка ответственности. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважени­ем, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости. Лишь отец способен сформировать у ребенка способности к инициативе и противостоянию групповому давлению.

Чем больше ребенок при­вязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значения духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими.[7]

О том, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование полоролевой идентичности, говорил еще 3. Фрейд. По мнению S. Barth, важнейшими детерминантами полоролевой идентифи­кации для мальчика являются:

Ø доминантность отца как уровень его влияния в семье; правда, именно доминирование отца может привести как к развитию активности, так и к развитию пассивности ребенка;

Ø забота отца, если отличительной чертой отношений отца и сына является забота и теплота, желание быть таким же «мужественным», как отец, значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой иден­тичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения дочери с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери — семейную жизнь или ориентацию на карьеру.[6]

Доказано и влияние отца на развитие различных личностных ха­рактеристик ребенка. Ученые выяснили, что единственный фактор, определяющий развитие эмпатии в детстве, - отцовское участие. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми.

Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных отцов» менее тревожны во внесемейных ситуациях; лучше справляются с фрустрацией; с большей ве­роятностью становятся эмпатийными взрослыми; более социабельны; их самоуважение и уровень притязаний выше.

Е.П. Ильин подтверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане.

Исследования привязанности родителей и младенцев показало, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроен­ные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно при­вязанных к родителю.

Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных отцов», оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлеченных отцов». Помимо этого, взаимодействие отцов с деть­ми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их вос­приятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста. [1]

В современном мире по количеству времени и качеству общения выделяют несколько типов взаимодействия отца и ребенка:

Традиционный отец — отец как воплощение силы, авторитета и
социальной компетенции. Важнейшей задачей такого отца является
содержание и защита матери и ребенка. Таким образом, он отдален от
ребенка и взаимодействует с ним только тогда, когда возникают раз­ногласия и мать не в состоянии их разрешить; его слово — закон, его поведение обсуждению не подлежит, ему свойственен авторитарный стиль воспитания, эмоциональной близости с ребенком нет, т.к. под­держивается авторитет и власть.

Отец-партнер — это отец как образец, помощник и партнер по
играм. Такой мужчина полагает, что для гармоничного развития ребен­ка необходимо участие обоих родителей. В семье имеется достаточно гибкое распределение ролей, в том смысле, что отец, кроме своей работы, уделяет внимание проблемам ребенка. Таким образом, отец играет значительную роль в воспитании и жизни ребенка, а кроме того, еще и активную роль в семье.

Новый отец — «ответственное отцовство», что характеризует намечаю­щуюся в науке и практике тенденцию подчеркивания важности отцовства, общения с ребенком для самого отца. В рамках данной концепции утверждалось что и на мужчину и на женщину родительство оказывает равное влияние, что ребенок также важен для отца, как и для матери, однако при этом подчеркивается, что мужчина и женщи­на по-разному взаимодействуют с ребенком (например, разные стили общения), но отец может и должен заниматься ребенком наравне с матерью.

Такой отец принимает участие в самом процессе рождения ребенка, присутствует на родах, позднее он заботится о ребенке-мла­денце вместе с матерью, имеет с ним тесную эмоциональную связь. Однако на этой почве у неподготовленных мужчин могут возникать различные сложности и преувеличения, вплоть до ревности отца к матери. Здесь необходимо четко различать функции и особенности роли отца и матери. [6]

Таким образом, хотя в современном обществе существует достаточно прочный стереотип некомпетентности отца и его невключенности в воспитание ребенка, вышесказанное позволяет утверждать, что участие обоих родителей в воспитании ребенка, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положи­тельное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

2.3 Последствия невыраженной роли отца в семье

Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания - следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И. С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р. Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.[2]

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы. [2]

Известный отечественный психолог А. И. Захаров характеризует отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий, или педантизм отца также являются факторами невротизации ребенка.

Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.[9]

К чему приводит безотцовщина, то есть когда нет связи ребенка с отцом или отец не выполняет свои функции:

· Дети, которые в очень раннем возрасте лишились общения со своим отцом, могут быть излишне агрессивными в период полового созревания.

· Чувство неполноценности чаще посещает людей, которые не имели тесной связи с отцом, даже если и не были в разводе. Также эти люди страдают от чувства отверженности и беззащитности, им присущи различные виды страхов.

· Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

· Ребёнок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен.

· Юноши, выросшие в семье без отца могут отрицательно относиться к матери. У них развивается недоверие людям, повышенная тревожность.

· Девочки, воспитывающейся в неполной семье, чувствуют недостаток мужского внимания, и пытаются восполнить эту нужду раннему вступлению в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.[23]

К числу предрассудков, наиболее распространенных в настоящее время, относятся:

1) точка зрения, согласно которой «безотцовщина» неизбежно влечет за собой деформацию психического развития и поведения ребенка, грубые отклонения в формировании его личности, нравственности;

2) позиция «ненужности отца», согласно которой женщина, при достаточной материальной и бытовой обеспеченности, всегда может дать своему ребенку не меньше, а то и больше, чем любой мужчина; роль отца в лучшем случае вспомогательная: он может создать условия жене для воспитания ребенка;

3) мнение, согласно которому функция отца заключается в том, чтобы держать детей в строгости и повиновений; отец накажет, мать приласкает – вот формула воспитания, соответствующая этой точке зрения.[6]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

§ Отец - это один из первых объектов, который играет роль в ранней идентификации ребенка. Именно отец помогает осознать новорожденному его пол.

§ Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Благодаря той символической функции, которую он выполняет, отец помогает малышу составить представления о себе самом и об окружающих.

§ Отцу присуща врождённая реакция в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Именно новорожденный очень сильно влияет на укрепление инстинкта защиты у мужчин.

§ Роль отца представляет собой определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец - олицетворение дисциплины и порядка.

§ Отец - наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы.

§ Отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих.

§ Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное.

§ Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребёнке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

§ Отец - единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец - это «божество»! Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка.

Отец очень сильно влияет на развитие таких качеств в ребенке как:

× сдержанность;

× неторопливость;

× эмоциональная уравновешенность;

× безмятежность;

× спокойствие;

× оптимизм;

× исполнительность;

× ответственность.

Также следует дать некоторые практические рекомендации

1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни. Отец может участвовать в уходе за малышом. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку с улыбкой.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. [23]

Таким образом, понимание роли отца менялось в зависимости от культурного и исторического контекста. В современном обществе происходит переосмысление отцовства. Различные научные школы приходят к похожим выводам: отец влияет на психическое развитие ребенка, способствуя формированию идентичности сына и дочери, их эмоциональному благополучию, когнитивному развитию. Отец является таким же важным и необходимым для ребенка человеком, как и мать. Однако, важно не просто только его номинальное присутствие, но способность отца к позитивному отцовствованию: проявлению эмоциональной теплоты, отзывчивости, поддержки.

Участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гар­моничной личности, и, возможно, целый ряд проблем современного общества связан именно с отстранением мужчин от воспитания молодого поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: