Развитие личности ребенка

Имя. Акцент с имени переходит на фамилию (связано с классным журналом). Может произойти отрицание фамилии (связано со страхом ответа у доски). Появляются прозвища (не несут смысловой нагрузки как у подростков).

Сигналы:

• Просит называть другим именем

• Отказывается произносить фамилию

Варианты компенсации: уход в болезнь, слезы, маленький тиран.

Притязание на признание. Стараются привлечь внимание, завоевать любовь первого учителя. Иногда учитель становится более значимым, чем родители. В норме мнение учителя важнее мнения родителя. Дети стремятся попасть в группу звезд, в группу тех, кого одобряет учитель. Ребенок впервые сталкивается с объективным основанием оценки самого себя. Если это основание есть – развивается рефлексия. Очень важно чтобы родители правильно реагировали на плохие отметки.

Может наблюдаться стойкое снижение самооценки (зацикливание на отметках, ситуация класса и т.п.):

• Ребенок все воспринимает собственное неумение как собственную «плохость», но есть желание и вера в самоисправление

• Добавляется отсутствие веры, нежелание расти

• Добавляется отсутствие желания быть хорошим

В более старшем возрасте ребенок может выбрать любой способ компенсации. Варианты компенсации:

• Активный: агрессия, неадекватно завышенная самооценка, стремление к лидерству

• Пассивный: неуверенность, сомневающееся поведение, уход в болезнь, в лень.

Психологическое время личности. Ребенок ориентирован на будущее. Он хочет вырасти, ему кажется, что он станет более свободным. В случае неуспешной адаптации к школе, возможен регресс в прошлое. Причина: не подготовленность к изменившейся ситуации, не сошлись с учителем. Может актуализироваться тревожная привязанность к маме. Способ борьбы: каждый день встречать из школы, перевести в другой класс.

К концу младшего школьного возраста ребенок способен к анализу прошлого и будущего. В начале актуализируются разговоры о смерти (страх), к концу – уходит (в норме). Должен выйти с оптимистичным настроением к будущему.

Половая идентификация. Характерна латентная стадия. Сексуальная энергия направлена в другое русло. Разделение по гендерному признаку во время игры.

Психологическое пространство личности (права и обязанности). Ребенок оказывается в ситуации сплошных обязанностей, права уходят на задний план. Обязанности регламентируют ситуацию учебы. Школа и дом – где ребенок обязан, улица – где право имеет. Важно уделять внимание воспитанию межличностного общения.

К концу мл шк возраста происходит дальнейшее укрепление «Я» ребенка за счет включения в него чувства умелости, т.е. осознания собственно способности все делать хорошо. В случае неуспеха в школе возможно ослабление «Я» ребенка и формирование чувства неполноценности. В мл шк хорошо осознабтся достоинства и недостатки, свое отличие от других, попытки осознания мотивов поведения окружающих людей, осознание прав и обязанностей, однако длительноое пребвание в ситуации несоответствия своих возможностей, требований школы и взрослых может привести к серьезному нарушению в развитии самосознания. Может сформироваться фиксация только на своих недостатках, неумелости, или на обязанностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: