Политические учения Средневековья и Эпохи Возрождения

Появление христианства, ставшего в эпоху Средневековья господствующей мировоззренческой системой, резко изменило интеллектуальную картину античного мира. Христианская догматика, конечно, многое заимствовало у античности, однако сам факт наличия нового мировоззрения иначе поставил вопрос об отношении человека к пространству социально-политических отношений. Одной из главных идей стала идея равенства людей перед Богом - эллинов и варваров, рабов и свободных, мужчин и женщин. Именно Бог-личность теперь становится главным мерилом добра и зла, блага и его отсутствия.

Практически все перечисленные моменты присутствуют в одной из первых политических доктрин христианства - трактате "О Граде Божьем", автором которого был Аврелий АВГУСТИН (Блаженный) (354-430 гг.)

Один из основателей патристики (учения "отцов церкви"), человек, впитавший в себя античную традицию, Августин стал свидетелем бурных событий начала V века нашей эры. В 410 году впервые за всю историю варвары захватили Рим, "вечный город", что многими христианами той эпохи расценивалось как начало описанного в "Апокалипсисе" конца света. Безусловно, это потрясение в очень большой степени подвигло Августина на осмысление происходящего с христианских позиций. С другой стороны, перед Августином стояла и другая проблема - как христианство должно относиться к светскому государству на метафизико-онтологическом уровне? Решению этих вопросов и посвящено одно из основных произведений Августина, представляющее собой сочинение, посвященное не только проблемам политики, но и этики, теологии, историософии. Наиболее близкие образы Иерусалима и Вавилона представляют в нашем несовершенном мире, по мнению Августина, церковь и светское государство. Однако полностью отождествлять их, находясь внутри материального мира, все же нельзя: можно быть крещенным, но при этом оставаться жителем Вавилона. Точно также можно быть даже римским императором и быть при этом жителем Иерусалима - ведь именно из рук империи христианская церковь получила статус официальной религии позднеантичного мира. Только одному Богу можно определить, кто является жителем Иерусалима - людям же два града различить практически невозможно. Отношение Августина к самому институту государства сложно. С одной стороны, его необходимость вызвана фактом грехопадения и несовершенства человека. С другой стороны, именно это несовершенство государство и создает

Фома Аквинский отказывается считать государство чем-то искусственным, порожденным испорченной грехом природой человека. Он возвращается к базовой идее античности - государство есть естественное явление, естественная форма совместной жизни людей. По его мнению, государство существовало бы и в том случае, если бы никакого грехопадения не произошло. Августин делал акцент на государстве как некоем господстве силы и контроля; для Фомы же государство есть, прежде всего, обеспечение и оформление достойной социальной жизни людей. Государство и церковь, таким образом, в философии Аквината фактически примиряются и взаимодополняют друг друга.

Как и Аристотель, Фома считает, что всякий человек имеет право на счастье и стремление к нему - при этом рациональная сторона учения Стагирита дополняется религиозным христианским созерцанием. Как и Аристотель, средневековый мыслитель считает человека существом социальным, политическим, а государство - целым, предшествующим частям и определяющим их.

Фома последовательно обосновывает средневековное сословное деление общества - священники-пастыри (охраняющие души от заблуждений и греховности), феодалы-псы (охраняющие тела людей от врагов), крестьяне-овцы (непосредственные производители). Каждый занимается своим делом и не вмешивается в дела других.

Фома не признает демократию и отождествляет ее с тиранией - только не одного человека, а большинства. Однако цель человека - не достижение блага в посюстороннем мире (как считали античные мыслители), его цель - беспрекословное правильное, достойное выполнение своего долга, за которым последует небесное воздаяние.

Эпоха Возрождения привела к радикальному повороту как в философии вообще, так и в философском осмыслении политики. Начавшееся как воспроизведение античных образцов в искусстве и последовательное подражание им, Возрождение породило оригинальную культурную ситуацию, выразившуюся в последовательном органичном синтезе античных (прежде всего, позднеантичных) и христианских концепций и идей.

В полной мере эти черты обнаруживаются в трудах флорентийца ^ Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469-1527) - видного историка, писателя, дипломата, политического советника. Именно Н.Макиавелли придал Возрождению не только эстетическую, сколько политическую характеристику, понимая свою эпоху как уникальную возможность возродить былое могущество Римского государства, прежде всего как государства итальянского. Призыв освободить Рим "от варваров" - вот лейтмотив самой известной его работы.

Н.Макиавелли считает, что нельзя переделать или облагородить человеческую природу. Человек есть такой, какой он есть - в подавляющем большинстве он скорее склонен ко злу, чем к добру, он слаб и гордится своей слабостью, он готов обманываться, он готов подчиняться сильному, он слышит только то, что хочет слышать, он готов в любой момент, подобно животному прибегнуть к насилию, если не может получить что-либо необходимое законным путем. Человек не будет поступать добродетельно, если его к этому не принуждать - это и есть задача законов и всего политического устройства. Тем не менее, всякий человек интуитивно стремится к благу и счастью и не станет действовать во вред самому себе. Узнав порядок, он вряд ли вновь обратится к хаосу и неопределенности.

Согласно Августину, распад любого государства есть вполне закономерный процесс, закономерное следствие греховной природы человека, забывшего Бога и пресыщающегося тленными земными страстями. Согласно Н.Макиавелли - это, прежде всего, закономерное следствие ничтожества правителя, не сумевшего овладеть этой ситуацией забвения и пресыщения.

Н.Макиавелли выступает против принципа подчинения духовной власти пап власти светской, на чем строилось большинство политических доктрин Средневековья. Политика должна быть секуляризирована, а государство должно снова обрести свою самость в себе самом. Это также одна из фундаментальных идей Возрождения. Чуть позже сходные идеи будет с точки зрения философии права развивать француз Жан Боден.

На первый взгляд, государство и политика здесь возвращаются на те самые места, какие они занимали в античности и откуда их потеснили идеи Средневековья. Тем не менее, это не так. Секуляризировав политическое пространство, вытеснив церковь на второй, подчиненный план политики и низведя религию до уровня инструмента, Н.Макиавелии пришел к отрицанию существования всякого трансцендентного плана общественной жизни как такового, всякого идеала, всякого неизменного ее основания. Как следствие, и его идеал национального государства точно также оказывается проблематичным - как вообще любой идеал в подобной системе. Так провозглашение личностного начала обернулось полным обезличиванием правителя; стремление действия соответствовать конкретной реальной практике - внутренней пустотой любого действия, совершаемого ради себя самого; желание блага и счастья единой Италии - доказательством полной бессмысленности и бессодержательности, а, значит, и недостижимости, того и другого. В этом трагедия не только Н.Макиавелли, но и всей эпохи Возрождения. Как писал известный философ Э.Кассирер, "острый нож Макиавеллиевой мысли перерезал все нити, которыми минувшие поколения связывали государство с органическим целым человеческого существования".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: