Образ человека эпохи Возрождения. Истоки гуманизма. Научные идеалы Возрождения.
Лекция 5
1. Особенности социально-экономической и духовной жизни в Западной Европе ХIV – XVI вв. Особенности мировоззрения и философии Возрождения.
1. Эпоха Возрождения - период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает около трёх столетий - с XIV по XVII вв. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, переносится во Францию и Германию, и другие страны северной Европы. Духовный поиск, охвативший европейский страны, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, начала современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. Хотя эта эпоха не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, т.е. развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека.
На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством церкви. Философия Возрождения, как элемент культуры гуманизма, была устремлена к человеку, а не к Богу. Особенностью гуманистической культуры было использование культурного наследия античного мира, его возрождения, из-за чего и вся эпоха получила название «Возрождение». Она открыла заново свободу мыслить. Ренессанс был занят поиском индивидуальности, стремлением уяснить и независимо обосновать достоинство особого индивидуального мнения, образа жизни.
Начиная с XV в. происходят социально-экономические и духовные изменения, связанные с освобождением от церкви и религии и наступлением художественно-этической эпохи. Исходя из античных и средневековых представлений, Возрождение в корне меняет контекст их использования. Философия стремится понять действительность такой, какова она есть. Возрастает ценность отдельного человека, его оригинальности и несхожести. Т.о., являясь новым историческим этапом в развитии философской мысли, эпоха Возрождения заложила основы для разработки материализма и диалектики Нового и Новейшего времени. Возрождение утверждает светскую и антисхоластическую философию, которая реабилитировала человека, раскрыв его гуманистическую сущность.
2. Идейной основой всех форм духовной культуры Возрождения становится гуманизм. Он начинается с Данте Алигьери (1265-1321), который в философских трактатах «Пир» и «Монархия», а также в «Божественной комедии» возвеличивает земное предназначение человека, его земную и бессмертную природу, гражданское общество и церковь. Земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе, а небесное в церкви. Идеи Данте продолжает Франческо Петрарка (1304-1374). Он призывает возвратиться к себе и к собственной душе через гуманитарные науки и труды античных мыслителей. Мудрость есть знание пути достижения её, которая заключается в искусстве быть способным. Гуманистическая программа Данте и Петрарки развилась и оформилась в учении Салютати (1331-1406). Главное для него - воспитать нового человека, обладающего humanitas - способностью совершать добродетельные поступки. Она не дана человеку от рождения, а вырабатывается образованием и жизненным опытом, как результат работы души, в том числе и в процессе изучения гуманитарных дисциплин - грамматики, риторики, философии.
На более глубоком уровне поиск метафизических оснований гуманистических воззрений вели Н. Кузанский (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600). Н. Кузанский рассматривал каждую вещь, в том числе и человека как микрокосм. Обладая разумом и сознанием, человек включает в себя образы всех вещей, как действительных, так и возможных. Человек предназначен для творчества. Стремление признать самоценность земной жизни человека привело к вопросу о положении человека в космосе, о его физических и смысловых связях с мировым целым. Пока мир оставался геоцентричным, человек понимался несомненным центром всех связей мирового целого. Положение меняется после Н. Коперника (1473-1543), который заменил геоцентризм гелиоцентризмом, чем произвёл переворот во всей системе античного мышления.
Джордано Бруно развил эту концепцию и в свою очередь лишает Солнце положения центра Вселенной. Бесконечная Вселенная, в его понимании, имеет множество звёзд, подобных Солнцу, вокруг которых вращаются планеты, подобные нашей Земле. Бесконечная Вселенная есть порождение бесконечной божественной мощи. Жизнь в той или иной форме присуща всем природным вещам. Разумная жизнь должна быть не только на Земле.
В эпоху Возрождения усиливается интерес к натурфилософии. Природа начинает изучаться в соответствии с её собственными началами, исключая божественное начало. Бог сливается с природой, природа обожествляется - пантеизм. Новое естествознание и науки, подготовленные развитием философии гуманизма, обеспечивали обоснованную веру человека в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452-1519), Галилео Галилея (1564-1642) и Джордано Бруно, которые подготовили научную революцию XVIII в. Пантеистическая натурфилософия Дж. Бруно была высшей точкой развития философской мысли Возрождения, т.к. в ней были соединены материализм, стихийная диалектика, гуманизм, величие природы. Человек в состоянии познать бесконечный изменяющийся мир, если единственным авторитетом будет для него разум и свободное исследование.
Галилео Галилей (1564-1642) впервые дал механистическую картину мира и считал, что после того, как был дан первый божественный толчок, природа развивается по своим собственным законам. Она образует «естественный порядок вещей».
3. В эпоху Возрождения гуманистическое движение отразилось и в области социальной философии. Здесь были выдвинуты различные учения, отражающие интересы различных социальных слоёв. Идеологом нарождающейся буржуазии является Н. Макиавелли (1469-1527), который проповедует укрепление государственной власти, которая ограничивает эгоистическую природу человека. Для обуздания эгоизма людей необходимо насилие. Он считал, что у государства нет более высокого долга, чем уничтожать всеми имеющимися у него средствами всех, кто угрожает безопасности и существованию государства. Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии.
Линия социальной философии эпохи Возрождения получила своё дальнейшее воплощение в утопизме Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Томас Мор (1478-1530) в своём произведении «Утопия» выступает против эгоистического себялюбия за этический идеал всеобщности. Корень зла он усматривает в частной собственности, и идеальный общественный строй уничтожает её, представляя производство как идеализированный средневековый ручной среды. Однако у него есть и идеи выборности должностных лиц, высокая оценка искусства, оптимистическая мораль.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) в произведении «Город Солнца» описывает идеальный город-государство, где осуществлён разумный и совершенный общественный порядок. В городе Солнца есть верховный правитель, священник, именующийся «Солнце», который является главой всех и в светской и в духовной жизни. Все граждане занимаются производительным трудом, продукты распределяются по потребности, частная собственность и семья отсутствуют. Т.о., утопизм Кампанеллы отразил интересы нижних слоёв населения в период глубокого упадка Италии в XVI - XVII вв. и была проявлением раннего, примитивного, грубого коммунизма с его мелочной регламентацией бытия.
Завершают эпоху Возрождения, подготавливая переход к новой философии, Мишель Монтень и Френсис Бэкон.
Мишель Монтень (1533-1592) понимал религию как общественное установление, необходимое для организации народной жизни, но совсем не постигаемая разумом истина. Постижение мира относительно. Наши знания являются знаниями о незнании, а это есть стимул к сомнению во всех имеющихся утверждениях, к постоянному поиску истины. Т.о, для Монтеня подлинный скептик не тот, кто догматически утверждает незнание, а тот, кто ищет знаний, не останавливаясь на достигнутом, тот, для кого истина есть процесс.
Родоначальником английского материализма и опытных наук Нового времени является Френсис Бэкон (1561-1626). Он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия и наука должны носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, отсюда его девиз: «Знание - сила». Главное затруднение в познании природы заключается в выработке правильного метода. Неудовлетворённый дедуктивным методом Аристотеля, Ф. Бэкон пишет «Новый органон», где излагает свой опытно – индуктивный метод. Путём, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Учёный должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. Однако опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков» или идолов. «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. «Призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей. «Призраки рынка» - это привычки пользоваться в суждении о мире общепринятыми представлениями и мнениями без критического к ним отношения. «Призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты - таков принцип науки Нового времени.
Надёжным путём к познанию природы, к образованию понятий служит только опыт. Познание начинается с ощущений, которые являются единственным источником познания. Надо не только собирать, но и обобщать факты. Таким методом является индукция. Характерный признак индукции – анализ. Индуктивный метод – есть аналитический метод. Научное познание должно быть методическим процессом создания таблицы.