Образ человека эпохи Возрождения. Истоки гуманизма. Научные идеалы Возрождения.
Философия эпохи Возрождения
Лекция 5
1. Особенности социально-экономической и духовной жизни в Западной Европе ХIV – XVI вв. Особенности мировоззрения и философии Возрождения.
1. Эпоха Возрождения - период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает около трёх столетий - с XIV по XVII вв. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начавшись в Италии, переносится во Францию и Германию, и другие страны северной Европы. Духовный поиск, охвативший европейский страны, стимулирует процессы разрушения феодальных порядков, становления национальных государств, церковных реформ. Это эпоха возникновения нового искусства, начала современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий. Хотя эта эпоха не оставила великих философских систем, а философское творчество разворачивалось в форме «осовременивающего воспоминания», она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии.
|
|
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, т.е. развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека.
На протяжении всего средневековья господствует представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она только подготовка к жизни загробной, осуществляемая под руководством церкви. Философия Возрождения, как элемент культуры гуманизма, была устремлена к человеку, а не к Богу. Особенностью гуманистической культуры было использование культурного наследия античного мира, его возрождения, из-за чего и вся эпоха получила название «Возрождение». Она открыла заново свободу мыслить. Ренессанс был занят поиском индивидуальности, стремлением уяснить и независимо обосновать достоинство особого индивидуального мнения, образа жизни.
Начиная с XV в. происходят социально-экономические и духовные изменения, связанные с освобождением от церкви и религии и наступлением художественно-этической эпохи. Исходя из античных и средневековых представлений, Возрождение в корне меняет контекст их использования. Философия стремится понять действительность такой, какова она есть. Возрастает ценность отдельного человека, его оригинальности и несхожести. Т.о., являясь новым историческим этапом в развитии философской мысли, эпоха Возрождения заложила основы для разработки материализма и диалектики Нового и Новейшего времени. Возрождение утверждает светскую и антисхоластическую философию, которая реабилитировала человека, раскрыв его гуманистическую сущность.
|
|
2. Идейной основой всех форм духовной культуры Возрождения становится гуманизм. Он начинается с Данте Алигьери (1265-1321), который в философских трактатах «Пир» и «Монархия», а также в «Божественной комедии» возвеличивает земное предназначение человека, его земную и бессмертную природу, гражданское общество и церковь. Земное предназначение человека осуществляется в гражданском обществе, а небесное в церкви. Идеи Данте продолжает Франческо Петрарка (1304-1374). Он призывает возвратиться к себе и к собственной душе через гуманитарные науки и труды античных мыслителей. Мудрость есть знание пути достижения её, которая заключается в искусстве быть способным. Гуманистическая программа Данте и Петрарки развилась и оформилась в учении Салютати (1331-1406). Главное для него - воспитать нового человека, обладающего humanitas - способностью совершать добродетельные поступки. Она не дана человеку от рождения, а вырабатывается образованием и жизненным опытом, как результат работы души, в том числе и в процессе изучения гуманитарных дисциплин - грамматики, риторики, философии.
На более глубоком уровне поиск метафизических оснований гуманистических воззрений вели Н. Кузанский (1401-1464) и Дж. Бруно (1548-1600). Н. Кузанский рассматривал каждую вещь, в том числе и человека как микрокосм. Обладая разумом и сознанием, человек включает в себя образы всех вещей, как действительных, так и возможных. Человек предназначен для творчества. Стремление признать самоценность земной жизни человека привело к вопросу о положении человека в космосе, о его физических и смысловых связях с мировым целым. Пока мир оставался геоцентричным, человек понимался несомненным центром всех связей мирового целого. Положение меняется после Н. Коперника (1473-1543), который заменил геоцентризм гелиоцентризмом, чем произвёл переворот во всей системе античного мышления.
Джордано Бруно развил эту концепцию и в свою очередь лишает Солнце положения центра Вселенной. Бесконечная Вселенная, в его понимании, имеет множество звёзд, подобных Солнцу, вокруг которых вращаются планеты, подобные нашей Земле. Бесконечная Вселенная есть порождение бесконечной божественной мощи. Жизнь в той или иной форме присуща всем природным вещам. Разумная жизнь должна быть не только на Земле.
В эпоху Возрождения усиливается интерес к натурфилософии. Природа начинает изучаться в соответствии с её собственными началами, исключая божественное начало. Бог сливается с природой, природа обожествляется - пантеизм. Новое естествознание и науки, подготовленные развитием философии гуманизма, обеспечивали обоснованную веру человека в способность познать мир и самого себя. Это получило отражение в работах Леонардо да Винчи (1452-1519), Галилео Галилея (1564-1642) и Джордано Бруно, которые подготовили научную революцию XVIII в. Пантеистическая натурфилософия Дж. Бруно была высшей точкой развития философской мысли Возрождения, т.к. в ней были соединены материализм, стихийная диалектика, гуманизм, величие природы. Человек в состоянии познать бесконечный изменяющийся мир, если единственным авторитетом будет для него разум и свободное исследование.
Галилео Галилей (1564-1642) впервые дал механистическую картину мира и считал, что после того, как был дан первый божественный толчок, природа развивается по своим собственным законам. Она образует «естественный порядок вещей».
|
|
3. В эпоху Возрождения гуманистическое движение отразилось и в области социальной философии. Здесь были выдвинуты различные учения, отражающие интересы различных социальных слоёв. Идеологом нарождающейся буржуазии является Н. Макиавелли (1469-1527), который проповедует укрепление государственной власти, которая ограничивает эгоистическую природу человека. Для обуздания эгоизма людей необходимо насилие. Он считал, что у государства нет более высокого долга, чем уничтожать всеми имеющимися у него средствами всех, кто угрожает безопасности и существованию государства. Макиавелли впервые в истории отделил политику от морали и религии.
Линия социальной философии эпохи Возрождения получила своё дальнейшее воплощение в утопизме Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.
Томас Мор (1478-1530) в своём произведении «Утопия» выступает против эгоистического себялюбия за этический идеал всеобщности. Корень зла он усматривает в частной собственности, и идеальный общественный строй уничтожает её, представляя производство как идеализированный средневековый ручной среды. Однако у него есть и идеи выборности должностных лиц, высокая оценка искусства, оптимистическая мораль.
Томмазо Кампанелла (1568-1639) в произведении «Город Солнца» описывает идеальный город-государство, где осуществлён разумный и совершенный общественный порядок. В городе Солнца есть верховный правитель, священник, именующийся «Солнце», который является главой всех и в светской и в духовной жизни. Все граждане занимаются производительным трудом, продукты распределяются по потребности, частная собственность и семья отсутствуют. Т.о., утопизм Кампанеллы отразил интересы нижних слоёв населения в период глубокого упадка Италии в XVI - XVII вв. и была проявлением раннего, примитивного, грубого коммунизма с его мелочной регламентацией бытия.
Завершают эпоху Возрождения, подготавливая переход к новой философии, Мишель Монтень и Френсис Бэкон.
|
|
Мишель Монтень (1533-1592) понимал религию как общественное установление, необходимое для организации народной жизни, но совсем не постигаемая разумом истина. Постижение мира относительно. Наши знания являются знаниями о незнании, а это есть стимул к сомнению во всех имеющихся утверждениях, к постоянному поиску истины. Т.о, для Монтеня подлинный скептик не тот, кто догматически утверждает незнание, а тот, кто ищет знаний, не останавливаясь на достигнутом, тот, для кого истина есть процесс.
Родоначальником английского материализма и опытных наук Нового времени является Френсис Бэкон (1561-1626). Он обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия и наука должны носить практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, отсюда его девиз: «Знание - сила». Главное затруднение в познании природы заключается в выработке правильного метода. Неудовлетворённый дедуктивным методом Аристотеля, Ф. Бэкон пишет «Новый органон», где излагает свой опытно – индуктивный метод. Путём, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Учёный должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. Однако опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков» или идолов. «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей. «Призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей. «Призраки рынка» - это привычки пользоваться в суждении о мире общепринятыми представлениями и мнениями без критического к ним отношения. «Призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторитеты - таков принцип науки Нового времени.
Надёжным путём к познанию природы, к образованию понятий служит только опыт. Познание начинается с ощущений, которые являются единственным источником познания. Надо не только собирать, но и обобщать факты. Таким методом является индукция. Характерный признак индукции – анализ. Индуктивный метод – есть аналитический метод. Научное познание должно быть методическим процессом создания таблицы.