Корреляционный метод используется для установления связей между переменными и внутри них. Исследователи, использующие корреляционный метод, обычно заинтересованы в получении ответов на особые вопросы.
Преимущества и недостатки корреляционного метода:
1. Преимущества:
• Позволяет изучать широкий круг переменных, относящихся к индивидуальным различиям.
• Позволяет изучать переменные в естественных условиях реальной жизни.
• Позволяет определить, может ли имеющаяся информация об одной переменной использоваться для предсказания появления (действия) второй переменной в будущем.
2. Недостатки:
• Не позволяет делать заключение о том, что переменные причинно связаны.
• Возможны недоразумения, вызванные действием «третьей переменной».
• Надежность и валидность шкал самооценки могут быть сомнительными.
• При проведении исследования личности огромное значение имеет правильный выбор методов сбора информации и обработки материала.
36. Психологический возраст личности
|
|
Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности.
Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что психологический возраст и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности. Особенности психологического возраста:
• обратимость – личность в ходе своего развития не только не стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова;
• многомерность – в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно;
• «временная перспектива личности» (Б. В. Зейгарник) определяется особенностью направленности мотивов. Признаки наступления психологической старости связываются с ретроспективной направленностью мотивов.
Собственно-психологические критерии зрелости личности:
• ответственность личности за свои поступки;
• умение разводить идеальные и реальные цели;
• осуществление личностью свободного личностного выбора.