О фактах нарушения законности государственными органами и их должностными лицами

Действующий Закон РФ "О СМИ" (статья 3) трактует цензуру как "требование со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым); наложение запрета на распространение сообщений и материалов или их отдельных частей". В настоящее время официальной цензуры в России не существует.29 статья Конституции (п.5) гласит: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается". Однако все только о цензуре и говорят. Контексты следующие: "цензура учредителя, "цензура доллара". В Советском Союзе дело обстояло с точностью до наоборот. Цензура присутствовала, но о ней старались не упоминать. Закона о СМИ в СССР не было. Его функции выполняла Конституция и партийные документы и постановления о СМИ. В частности, Конституция утверждала для журналистов право на "свободную творческую деятельность", но - "в соответствии с целями коммунистического строительства, в интересах народа и в целях укрепления и развития социалистического строя". Представители СМИ имели право на получение информации, пропуск в организации, аккредитацию на различных мероприятиях. Законодательно это закреплено не было. Ситуация находилась в области так называемого "общего права", под которым понимаются укоренившиеся и признаваемые всеми нормы общественной жизни. Журналисту разрешалось вести сбор информации не только открытым, но и скрытым способом. Однако в этом случае он обязан был ставить в известность руководство предприятия или организации, где планируется проводить скрытое наблюдение, и получать официальное разрешение. Советским журналистам было строго предписано следить, чтобы в их материалах не оказались сведения, относящиеся к государственной тайне. Для цензурного контроля существовала организация - Главлит, созданная в 1922 году декретом Совнаркома "Положение о Главном управлении по делам литературы и искусства". Через цензоров Главлита проходила вся печатная продукция, которая готовилась к выходу в свет. Без допуска Главлита никто не мог выпустить печатную продукцию. Как обязательный цензурный орган Главлит просуществовал до лета 1990 года, когда вышел Закон "О печати и других СМИ", запретивший цензуру. Бывший запретительный орган перешел на консультативную работу. Все желающие редакторы могли обратиться в Главлит, и его сотрудники на коммерческой основе готовы были провести экспертизу "сомнительного" материала на наличие в нем секретных сведений. Как это ни странно, но в Главлит обращались в первую очередь представители прессы "нового типа" - Павел Гусев ("Московский Комсомолец") или Владимир Яковлев ("КоммерсантЪ").

Как обстоят дела с цензурой в других странах? Например, в Испании можно обратиться в правительственную администрацию и получить заключение о законности того или иного материала, готового к публикации. Если такое заключение получено, орган СМИ не несет ответственности за его публикацию. Если отказано - редакция все равно имеет право обнародовать материал. Но - под свою ответственность. Однако на Западе не принято проявлять излишний либерализм в отношении тех, кто желает покуситься на основы государственного строя, в том числе, используя СМИ. Конституция Германии предупреждает: "Каждый, кто использует свободу выражения мнений… для борьбы против основ свободного демократического порядка, лишается этих основных прав". В Великобритании преступлением признаются устные и печатные выступления, ставящие целью "дискредитировать или вызвать возмущение против суверена, правительства, Конституции Соединенного королевства, любой из палат парламента или судебной системы", вызвать "возбуждение недовольства среди подданных ее величества, чувства злости и враждебности между различными классами этих подданных". Верховный Суд США считает возможным применять санкции к СМИ тогда, когда в них "ведется подрывная деятельность", присутствует "явная и немедленная угроза" государству, "вредная тенденция или подстрекательство".

45. Понятие "компромата"

Компрометировать (фр. сompromettre) - вредить кому-либо, подрывать чью-либо репутацию, доброе имя. Средства массовой информации сегодня активно включились в так называемую войну компроматов, ставшую тревожной приметой современной отечественной журналистики, когда СМИ делаются разменной монетой в столкновении чьих-то корпоративных интересов, используются для "убийства репутации" оппонентов, в иных неблаговидных целях. Средства массовой информации порой отражают настроения, вкусы, понимание жизни, свойственные самим журналистам, но не сколько-нибудь многочисленной части населения. Разновидностью журналистского эгоизма является анархическое пренебрежение какими-либо вообще установками и ориентирами, в частности правовыми нормами.

Характерное для современной цивилизации возрастание технической мощи средств массовой коммуникации и влияние российской специфики, высвобождение прессы из-под прямого политического контроля породили иллюзию ненужности массовой аудитории: первостепенными для СМИ объектами стали сами редакции СМИ и журналистские корпорации, владельцы и заказчики, власти и политические партии.

Главным оружием в информационных войнах между политиками и бизнесменами при помощи журналистов являются компроматы. Часто публикация компроматов и "утечка информации" производятся с целью манипулирования общественным мнением, переключения внимания аудитории с насущных экономических и социальных проблем на разного рода сенсации; при этом решается и локальная задача - растет рейтинг издания и его доход. Без войны компроматов не обходится ни одна избирательная кампания. Однако героями компроматов могут стать не только политик или человек, идущий во власть, но и сами журналисты.

46.Проблема "скрытой" рекламы

Специалист по связям с общественностью должен уметь составлять информационные материалы в форме пресс-релиза (сообщение, содержащее новость - открытие фестиваля, представление нового товара и т.д.), бэкграундера (текущая информация, например о финансовых результатах работы фирмы), кейс-истории (рассказ об опыте решения проблемы, свидетельства потребителей), факт-листа (сжатая характеристика события или должностного лица). Все эти документы, а также фотографии должны быть под рукой - в комплекте, называемом медиа-китом, или пресс-китом.

Пропагандистские материалы о фирме, ее товарах или услугах работники средств массовой информации могут готовить самостоятельно, используя пресс - релизы, годовые отчеты, материалы, полученные на пресс-конференциях или презентациях. И делать это, не взимая с фирмы какой-либо платы: в этом и есть особенность "паблик рилейшнз".

Но всегда ли фирма не платит средствам массовой информации за "паблисити"? Здесь российская журналистика впервые столкнулась с острой проблемой - заказными статьями, или скрытой рекламой.

На региональном телевидении бытует такая разновидность скрытой рекламы, как практика особых, "спонсорских" передач: клиент, т.е. рекламодатель, называет журналисту сумму, которую готов выложить за определенный сюжет или телепередачу. При этом рекламные тарифы рассматриваются как ориентир и вполне гибкая система цен и скидок. Обычно журналисту предлагают не более 50 - 70 % стоимости прямой рекламы, и если он согласен с названной суммой, а со стороны руководства телестудии возражений нет, то набирается съемочная команда. Полученные деньги идут на редакционные нужды (40 %), гонорар творческой группы (20 %) и т.д. Выгодно всем, убыток терпит лишь государство, за чей счет снимаются и транслируются заказные передачи,

Чтобы арендовать под рекламу четверть газетной полосы, фирма должна выплатить, допустим, 20 тыс. руб. Вместо этого она платит журналисту 5 тыс. ру6., и тот пишет 5 машинописных страниц хвалебной корреспонденции об успехах фирмы. Последняя сэкономила 15 тысяч, доволен и журналист. Корреспонденцию он может представить как результат творческих поисков, чтобы в дополнение к деньгам фирмы получить еще и редакционный гонорар. "Если вы читаете российскую газету или журнал и видите статью о предприятии или магазине, то в девяти случаях из десяти это заказная, оплаченная статья", - полагает один газетный издатель.

Еще в 1994 г. журналистам восьми российских регионов социологами Фонда защиты гласности был задан вопрос: "Публикуют ли СМИ вашего региона "заказные статьи" или другие виды скрытой рекламы (политической и коммерческой)?" Большинство (48 %) ответили, что считают типичной практикой публикацию скрытой коммерческой рекламы, о скрытой политической рекламе высказалось 28 % опрошенных журналистов.

Как противодействовать коррупции в средствах массовой информации? Во-первых, установлением и контролем этических норм, жестким правовым регулированием. Во-вторых, путем развития российского информационного рынка. В-третьих, путем становления и расширения деятельности агентств, занятых реализацией мероприятий "паблик рилейшнз", которые открыто, по расценкам, а не подпольно готовили бы "заказные" материалы фирм в сфере журналистики, рекламы и "паблик рилейшнз". В-четвертых, активизацией работы пресс-служб, созданных многими фирмами, партиями, властными структурами.

Заметим, что логичнее скрытую рекламу в PR называть заказными материалами (журналисты на своем сленге называют ее "заказухой" или "джинсой"). Дело в том, что скрытая реклама по закону "О рекламе" - это та, что воздействует на подсознание человека с помощью 25-го кадра на телевидении или двойной записи на радио.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: